Синий платочек
Однажды польский дирижер и композитор Ежи Петерсбурский (по-русски больше принято написание Петербургский) решил написать вальс. Он был замечательным мелодистом. Одна из его песен стала настоящим лейтмотивом предвоенной поры — танго «Расставание» или «Утомленное солнце», мелодия которого была создана в 1935-ом.
Стремясь сочинить камерное лирическое произведение, композитор даже не предполагал, что напишет вальс, популярность которого в годы войны затмит успех «Утомленного солнца». Из легкого вальса песенка превратилась в настоящий гимн женщине военной поры. Её текст люди учили наизусть и переиначивали сотнями способов, добавляя в него частичку собственной души.
Первый вариант текста в 1940 году написал Яков Галицкий. Это он назвал песню «Синий платочек». Она быстро набрала популярность, стала шлягером, попала в репертуар Вадима Козина, Лидии Руслановой, Изабеллы Юрьевой.
В первые дни войны поэт Борис Ковынев написал новые слова на мелодию этого популярного вальса:nbsp;
«Двадцать второго июня
Ровно в четыре часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началася война».
В окопах же писали другие тексты, каждый из которых был по-своему ярче и сердечнее оригинала. Так во время концерта Клавдии Шульженко на Волховском фронте, певице, в репертуаре которой «Синий платочек» занимал важное место, передали записку «из зала». В ней лейтенант Михаил Максимов предлагал артистке свой вариант текста песни.
Шульженко прочла стихи, и уже на следующем концерте «синий платочек» зазвучал в новой версии. В песне появились всем известные теплые, искренние слова:
«За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!».
Получилось так, что именно текст Максимова вошел в историю. С этой песней Клавдия Шульженко объехала сотни воинских частей, ее пела на своем юбилейном концерте в 1976 году. Весь зал тогда встал, лишь зазвучали первые слова «Синего платочка», песни, ставшей символом военной эпохи, надежды, веры и победы.