Семейные традиции. Русские традиции на Руси

Если русские традиции добра и любви — необходимые каждой семье, поколению — наши отцы, в определенных обстоятельствах, забудут, то мы — сыновья и внуки — их вспомним. Именно семейные традиции будут всегда главным условием неразрывной связи прошлого, настоящего и светлого будущего.

Обычаи народа, семейные традиции. Что это?
Нужны ли они нам и нашим семьям?

Давая серьезное определение слову традиция, мы говорим о совокупности связи времен между поколениями путем передачи многовекового опыта … и так далее.

Скучновато. Согласитесь?

Такие определения и формулировки больше подходят для научных работ, различных исследований, толковых словарей. Но, без подобных исследований и научного подхода к изучению семьи, семейных ценностей и традиций — далеко «не уедешь».

Семейные традиции и обычаи приходят к нам от дедов и отцов.

Говоря простым языком, мы понимаем, что появлению традиций в обществе, и традиций семейных — способствует, по сути, простая передача знаний. Огромный опыт наших предков показывает, что плохо, а что хорошо.

Благодаря информации поколений, мы знаем, как устроить свой быт — и сами, порой, вносим улучшения в семейные традиции. Мы помним о грехе и чтим память ушедших. Мы радуемся рождению новой жизни и учим радоваться этому младших.

Так создается крепкая семья, а, следовательно, и крепкое общество. Уважение и почтение становятся не просто словами, а определенным ритуалом, стержнем поведения человека. Любовь к родине и своей семье в сознании людей обретают смысл церемонии, то есть традиции.

Если традиции каждой семьи, а значит и традиции общества в целом, стоят в сознании народа выше их законов, то эту нацию ждет прекрасное, достойное будущее.

Традиции общества – традиции народа

В своем словаре, Даль дает определение традиции как информации, переходящей устно от одного поколения в другое, что уже принято в народе испокон веков!

Кроссвордисты говорят, что семейными традициями являются обычаи, передающиеся из поколения в поколение (как у Даля). Также они выставляют традиции в образе общенародной привычки.

Большинство, так называемых, семейных активистов определяют традицию как уже давно установившийся бытовой порядок, который нравится большинству. Уважение к определенным традициям — это главное условие их сохранения в семье.

Виктор Кротов дал определение традиции, как части прошлого, которой мы помогаем перебраться в будущее.

Традиция истинная, не та, которую мы где-то услышали, узнали о ней от «учителя», а та, которая прошла через наше сердце. И ярким примером такой традиции стало ежегодное шествие бессмертного полка по всей России.

Традиция традиции рознь!
О каких традициях мы говорим? Как определить истинную семейную традицию, которая будет работать во благо, процветание семьи и общности, которой она принадлежит?

Откроем три основных признака жизнеутверждающей традиции, истинной традиции человеколюбия, стоящей на принципах добра и справедливости:

—Традиция должна быть общенародной, то есть принятой большинством нации и исходить от народа, а не «спущенная сверху» от власть имущих, в угоду им.

—Истинная традиция должна быть направлена на созидание добра, уважения личности, справедливости. Если определенный обычай или ритуал направлен на ухудшение отношений в семье и обществе, то это не традиция. Либо это ограничение личности, либо это поощрение чего-то преступного, негативного (к примеру обычаи по уничтожению больных и слабых детей или тот же каннибализм)

—Традиция должна быть актуальной именно в это время и сейчас. Нет прока от устаревших и никому не нужных обычаев. Традиция не должна мешать прогрессу. В этом случае, как писал Салтыков-Щедрин, традиция становится невежеством.

Для более легкого восприятия смысла семейных традиций мы условно разделим их на два типа.
Традиции, касающиеся общих норм поведения в обществе:
уважение к старшему поколению, помощь младшему поколению,
любовь к Родине, рождение и воспитание своих детей, образование и саморазвитие, традиции гостеприимства, понимание семьи как основы данного общества.

Традиции, касающиеся отношений в одной семье совместная встреча праздников,
ежедневный семейный ужин (обед), культурные походы, семейные советы,
чтение книг всей семьей, семейное хобби, родословной (генеалогическое древо)

Это также интересно: ваш ребенок. Особенности воспитания в разных странах
У данных традиций, не удивляйтесь, нет конца. Именно внутренние семейные обычаи, ритуалы, вы можете придумать и реализовать сами.

В чем же смысл семейных традиций?
Представьте себе, что у народа, у нации мы отнимем культуру, сотрем ее историю. Значит, мы уничтожим, по сути, ее традицию. Правильно? Да.

Но отказавшись от истории своего народа, мы невольно заставляем молодое поколение изучать культуру и историю других народов. Например, какого-то арабского государства или той же Америки. Согласитесь – это неправильно.

То есть, мы не говорим о запрете на изучение истории других стран, а даже наоборот! (Знание мировой истории только помогает). Но мы, говорим об утрате своей национальности, национальной гордости и, следовательно, об утрате любви к Родине, к семье, своему родному Языку! Так что в любом обществе существование семейных традиций имеет колоссальное значение.

Ритуал — разновидность семейной традиции
А вы знаете, что именно соблюдение простых незначительных ритуалов в семье ведет к укреплению семейных традиций. Ритуала придерживаются ежедневно – от пожеланий удачи на работе и в школе, до простой гигиены.

Если в семье нет добрых отношений — элементарных пожеланий доброго дня или спокойной ночи перед сном, совместного вечернего общения за чашкой чая или семейного завтрака — то появляются проблемы.

Отсутствие ежедневного общения, эмоционального контакта между родными людьми, приводит часто к распаду семьи.

Семейные традиции на Руси

Стремясь к полной и безоговорочной независимости, молодые пары желают иметь отдельное жилье и жить подальше от родителей. Почему? Конечно, это веяние времени. Чуть ниже мы раскроем несколько причин этого. А сейчас, маленько окунемся в историю Руси и рассмотрим несколько интересных — и порой удивительных — древнерусских семейных традиций.

На Руси несколько семей жили под одной крышей. Как понять – несколько семей? Все просто: дети выросли, поженились и остались жить под одной крышей с родителями, ведя, при этом, совместное хозяйство.

И так:
♦ Всеобщим почтением пользовалась такая семья во всей округе, в районе. Слова «родной дом» воспринимались очень серьезно и шли наравне с понятиями «совесть», «родина», «мать и отец». Обиженным богом и бобылем называли человека, не имеющего семьи.

♦ Самое интересное: простая ругань в доме, а также зависть – считались большим грехом.

♦ Важные дела решались на семейных советах, где были даже малые дети. Они начинали подражать взрослым. Учились послушанию.

♦ Очень трепетно относились на Руси к рождению детей. Начиналось все еще с ожидания рождения. Будущая роженица пряталась от всех. Боялась взгляда недоброго человека. Семья ее защищала и помогала во всем. Все боялись «сглаза», так как вера в порчу была сильной.

♦ В честь рождения дитя — отец сажал дерево. Сильная семейная традиция. И что интересно: липу или березу. Дерево и человек «опекали» друг друга.

♦ В моде были полные невесты, так как раньше верили, что такой женщине легче рожать и ребенок должен родиться здоровым. Худая невеста вызывала у всех подозрение на ее плохое здоровье.

♦ Если женщина хотела выйти в свет, то должна была получить одобрение мужа.

♦ Мужчина, перед гостями, обязательно должен был хвастаться своей красавицей женой.

♦ Строго наказывалось обществом и мужем прелюбодеяние жены – кнут и монастырь.

Далее касаемся древнерусских традиций в отношении праздников. Основными были – крестины, праздник Ивана Купалы, масленица, пасха, новый год и Рождество Христово.

Правила и церемонии дошли до нас в неизменном виде, но все же были и некоторые особенности в их проведении:

♦ На крестинах все также было – святая вода, крестик на шею – защита от нечистой силы.

♦ Праздник Иван Купала (это бог плодородия). Он приходился на 24 июня. Праздновали летнее солнцестояние. Люди пели песни и прыгали через костер.

♦ Вот на масленицу, оказывается, раньше поминали умерших. На поминках кушали блины – поминали и сжигали чучело – то есть хоронили. Ну, сначала конечно хоронили, а затем поминали. Теперь же масленица стала днем проводов зимы. И сейчас масленица – это народные гулянья и ярмарки.

♦ Пасха всегда считалась днем прощения и равенства. Каплями крови Иисуса Христа были пасхальные яйца. При встрече в этот день говорят: «Христос воскресе» и в ответ слышат: «во истину воскресе» и, конечно, обмен угощениями.

♦ Рождество Христово – это 7 января. День перед Рождеством – Сочельник (это рождественское блюдо). Затем, после рождества, идут 12 дней святки.

♦ По свадебной традиции с тех пор мало что изменилось. По порядку – сватовство, приданое, девичник, выкуп, благословение родительское и застолье.

Семейные традиции. Русские традиции на Руси

Веков связующая нить… Традиции русской семьи
Картинка 28

Что такое семья? Этот вопрос, наверное, понятен всем. Как слова «хлеб», «вода» не требуют расшифровки, так и это понятие впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни. Семья – это муж и жена, это дом, это родители и дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.
Современные молодые семьи, как правило, стараются жить отдельно от родителей. Они хотят быть самостоятельными и независимыми, но в старину на Руси существовал другой обычай – несколько семей жили под одной крышей. Хозяйство одной семьи в разных местах и в разные времена называли по-разному (двор, дым, оседлость).
Большая многодетная семья пользовалась в деревне и волости всеобщим почтением. «Один сын – не сын, два сына – пол сына, три сына – сын», – говорит древнейшая пословица. В одном этом высказывании заключен целый мир. Три сына нужны, во-первых, чтобы двое заменили отца и мать, а третий подстраховал своих братьев, во-вторых, если в семье много дочерей, род и хозяйство при трех сыновьях не погибнут и не прервутся; в третьих, если один уйдет служить князю, а второй Богу (согласно русской пословице), то один-то все равно останется.
Но прежде чем говорить об обычаях крестьянской семьи, вспомним основные названия родственников.
Муж и жена, называемые в торжественных случаях супругами, имели множество других названий.
Хозяин, супруг, супружник, мужик, отец, боярин, батько, самтак в разных обстоятельствах назывались женами мужья. Жен называли «женка», «большуха», «баба» и т. Д. Мать называли мамой, матушкой, мамушкой, маменькой, маткой, мамкой, родительницей. Отца сыновья и дочери кликали чаще всего тятей, батюшкой (современное «папа» укоренилось в хх веке).
Неродные отец и мать, как известно, были отчимом и мачехой, а неродные дочь и сын падчерицей и пасынком. Дети обращались к деду «дедо», а к бабке «баба», дядюшку и тетушку племянники звали божатком, божаткой, божатушкой или крестным, крестной. Жена сына, пришедшая в дом из другой семьи, по отношению к свекру была снохой, а по отношению к свекрови и сестрам мужа – невесткой. Сестра называла брата брателько, братья двоюродные считались иногда побратимыми.
Брат мужа был деверем, а сестры мужа – золовками. Зять, как известно, муж дочери. Отец и мать жены или невесты – тесть и теща, но обращаться к ним было положено – батюшка и матушка. Родители невестки (зятя) называли родителей зятя (невестки) – сват и сватья. Женатые на родных сестрах считались свояками.
О доме родном, родимом, отцовском сложено и до сих пор слагается неисчислимое множество стихов, песен, легенд. По своей значимости «родной дом» находился в ряду таких понятий русского крестьянства, как смерть, жизнь, добро и зло, бог, совесть, родина, земля, мать и отец.
Человек без семьи считался обиженным богом, его называли бобылем, бродягой, шатуном. Иметь семью и детей, как говорилось выше, было так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно было трудиться.
Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом.
Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи. Однако сочетание в одном лице традиционного главенства и нравственного авторитета было отнюдь не обязательным.
Иногда таким авторитетом наделялся или дед, или один из его сыновей, или большуха, тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужчине.
Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, а ругань, зависть не только считались грехом – они были просто невыгодны для каждого члена семьи.
Веками складывались в крестьянской семье и взаимоотношения полов. Женщина, закатывающая на воз многосаженное бревно или махающая кувалдой в кузнице, была так же нелепа, как и прядущий кузнец или доящий корову мужчина. Только по великой нужде женщина, обычно вдова, бралась за топор, а овдовевший мужчина садился с дойником под корову.
Все руководство домашним хозяйством было в руках большухи – женщины, жены и матери. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учет сену, муке и др. Под неусыпным взором большухи было все связанное с питанием семьи: приварок, соблюдение постов, выпечка хлеба, стол праздничный и будничный, баня, тканье и т. д. Все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное. Звание большухи с годами незаметно переходило к жене сына.
Хозяин, глава дома и семьи, ведал главными сельхозработами (пахотой, севом), строительством, заготовкой леса и дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нес на своих плечах. Дед часто имел во всяком деле не только совещательный, но и решающий голос. В добропорядочной семье любые важные вопросы решали на семейных советах, причем открыто при детях.
При особой многочисленности, выражаясь по-современному, семья становилась «неуправляемой», поэтому женатый сын, если у него имелись братья, стремился отделиться от хозяйства отца. Мир нарезал ему землю, а дом строили всей семьей. Дочери, взрослея, тоже покидали отцовский дом, стараясь не выходить замуж раньше старшей сестры. «Через сноп не молотяп»!, – говорилось о неписаном законе очередности замужества.
Дети в семье считались предметом общего поклонения, любви и забот. Нелюбимое дитя было редкостью в русском крестьянском быту. Тяжким грехом считалось обидеть сироту или вдову.
Ожидание и рождение ребенка во все времена и у любых народов всегда было особым событием. В России к этому относились очень трепетно. Женщина становилась сдержанной, многое для нее уходило на задний план. Она старалась реже выходить на люди. Считалось, что чем меньше ее видят, тем меньше пересудов, а чем меньше пересудов, тем лучше для матери и ребенка. Ведь слово или взгляд недоброго человека могут ранить душу и сердце матери, отсюда и выражение «сглазить», и вера в порчу.
Тем не менее, женщины чуть ли не до последнего дня ходили в поле, обряжали скотину. Бывало, что дети рождались прямо в поле, под суслом, на ниве или в сенокосном сарае. Если же рождение ребенка происходило дома, то рядом была повитуха, свекровь или мать роженицы. Молитвы, приговоры, различные приметы сопровождали рождение ребенка.
Первой кроваткой малыша была легкая зыбка, сплетенная из сосновых дранок. Современных стеклянных бутылочек с сосками тогда не было, и молоко наливали в бараний рожок с надетым на него специально обработанным соском от коровьего вымени, пеленали длинной холщовой лентой – пеленником.
Во многих деревнях русского северо-запада в честь рождения ребенка, особенно первенцев, отец или дед сажали дерево; липу, а чаще – березу. Дерево росло вместе с тем, в честь кого была посажена на родимом подворье. Ее так и называли: Сашина (или Танина). Отныне человек и дерево как бы опекали друг друга.
В тот период, когда заканчивалось детство, отрочество и начиналась юность, молодой человек или девушка постигали все виды традиционного полевого, лесного и домашнего труда. Лишь мастерство некоторых ремесел (плотничанье, кузнечное дело, у женщин льняное искусство) требовало последующего освоения. Многие люди постигали его всю жизнь, да так и не могли постигнуть, но от такого стремления вреда никому не было. Наоборот. Если парень не научился строить шатровые храмы, то рубить избушки в лесу обязательно выучивался, если девица не научится ткать «в девятерник», то простой холст обязательно будет ткать.
В период юности парень или девушка успевают, и гулять, и трудиться. Все знали, что нельзя гулять всю ночь до утра, если надо встать до восхода и идти за лошадью, но нельзя и пахать дотемна, поскольку вечером снова гулянье у церкви.
Любовь и одновременно строгость присутствовали у родителей к повзрослевшим детям. Если отец был строг, то мать обязательно оберегала дочь от слишком тяжелой работы. И наоборот. Если же оба родителя оказывались не в меру трудолюбивыми, то защита находилась в лице деда.
Большинство знакомств происходило еще в детстве и отрочестве, главным образом, в гостях, ведь в гости ходили и к самым отдаленным родственникам. Практически большая или маленькая родня имелась если не в каждой деревне, то в каждой
волости. Если же в дальней деревне не было родни, многие заводили подруг или побратимов, а коллективные хождения гулять на праздники еще больше расширяли возможности знакомств. Сходить на гулянье за 10-15 километров летом ничего не стоило. Родители и старшие не были так уж строги к поведению сына или дочери, но лишь до определенного срока – до свадьбы.
После свадьбы свободы, легкости новых знакомств и увлечений молодые лишались навсегда, начиналась совершенно другая жизнь.
Слишком поздняя или слишком ранняя свадьба представлялась людям несчастьем, большая разница в годах жениха или невесты исключала полнокровность и красоту отношений. Неравные и повторные браки в крестьянской среде считались не только несчастливыми, но и невыгодными в хозяйстве с экономической точки зрения. Такие браки безжалостно высмеивались народной молвой. Чаще встречались не возрастные, а имущественные неравенства.
И в прошлые века, и сейчас многие люди делят свою жизнь на две половины: до свадьбы и после свадьбы. Лев Толстой как-то сказал: «В романах все больше идет сюжет и оканчивается свадьбой, а в жизни наоборот – все со свадьбы только начинается». И впрямь, еще не стихли песни и не зачерствели свадебные пироги, как весь уклад, весь быт человека резко менялся. В какую же сторону? Ответы «в плохую» или «в хорошую» в этом случае неуместны. Замужество и женитьба не развлечение и не личная прихоть, а естественная и прекрасная жизненная необходимость; они связаны с новой ответственностью перед людьми и миром, с новыми, еще не испытанными радостями. Они так же неотвратимы и естественны, как, например, восход солнца или наступление весны.
Но послесвадебное время не только самое интересное, но и самое опасное для новорожденной семьи. Привычки, порядки, хоть и основаны на общей традиции, но в каждой семье свои. Молодой женщине нелегко вступать в новую жизнь в новой семье. Об этом слагали несчетные песни.
Ты зайдешь черту невозвратную,
Из черты назад не возвратишься,
В девичий наряд не нарядишься.
Да и различных поговорок, пословиц на семейную тему было немало: «Не заламывай рябинки, не вызревши; не сватай девчонку, не вызнавши», «Злая жена сведет с ума», «Хозяин в дому, что медведь в бору, хозяюшка в дому – что оладушка в меду» и другие.
Главенство от отца к старшему сыну переходило постепенно, по мере старения отца и накопления у сына хозяйственного опыта. Авторитет главы семейства держался не на страхе, а на совести членов семьи. Для поддержания такого авторитета нужно было уважение. Такое уважение заслуживалось только личным примером.
На женской «половине» дома также происходил и изменения.
Молодая хозяйка с годами становилась главой «у печи», то есть большухой. Это происходило естественно, поскольку свекровь старела и многие работы выполнить уже не могла. Власть «у печи» означала женское главенство в домашнем хозяйстве.
Уже говорилось, что свадьба для русского человека всегда считалась важным и знаменательным событием. Различные исторические документы, хронологическая летопись подтверждает тот факт, что и в далекие времена до свадьбы и во время ее существовали различные традиции, обряды.
Еще во второй половине XI в. В «Правилах митрополита Иона» «простые и невежды» упрекались в том, что обходятся без церковного венчания и «без благословения». Начальная русская летопись (ХН в.) говорит о похищении невест и выкупе – обычае, существовавшем у некоторых русских племен. В середине XIH в. уже было засвидетельствовано существование основной свадебной терминологии. Свадебный пир и сваты упоминаются в «Слове о полку Игореве», свадебный поезд – «в объезд» – в летописном рассказе о сватовстве древлянского князя к великой княгине Ольге. Обычай разувать жениха упоминается в летописном повествовании о Владимире и Рогнеде. Остается заметить, что из старинного описания свадьбы одной из дочерей Ивана III с князем Холмским в 1500 г. стало известно, что свадьбы уже игрались по твердо установленному «чину». Свадьбу дочери Ивана Ш было велено «урядить» «как велось исстари», «не поруша ни в чем». А это предусматривало и сватовство, и сговор, и родительское благословение, и обряд обручения, и расплетания косы, и покрывание невесты, и обсыпание хмелем, и вождение в баню и т. д.
В старые времена женились очень рано. Свод церковных правил ХIII в. – «Корм чая книга» – устанавливала брачный возраст для девушки – 13, для юноши – 15 лет. Но заключались и более ранние браки.
Существовали не только возрастные ограничения для вступления в брак. Например, запрещалось жениться родственникам до шестого колена, церковь не венчала жениха и невесту, состоящих в кумовстве, сватовстве или крестном братстве. Церковные правила допускали заключение брака не более трех раз. Уже второй брак считался греховным, и на вступающих в него церковь накладывала епитимью, запрещавшую причащаться в течение двух лет. Как второй, так и третий брак совершались без венчания.
Остановимся на некоторых моментах, относящихся к русской свадьбе, более подробно.

Предсвадебный сговор.
Свадьбе всегда предшествовал период времени, когда парни присматривали себе невест. Знакомство молодых людей происходило на зимних посиделках, во время игрищ на святках, на масленичной гульбе, в весенних и летних хороводах. Присматривали невест сыновьям, женихов дочерям и родители. Причем от них всецело зависел окончательный выбор. О согласии детей спрашивали редко, полагая, что молодежь глупа и «не знает своего счастья». Воля родителей, не считавшихся с чувствами детей, бывала источником многих жизненных трагедий. На брак смотрели как на дело, которое, прежде всего имело материальную выгоду. В семье была нужна помощница, с браком связывали надежду поправить хозяйство. Практическую сторону свадьбы красноречиво подчеркивают пословицы: «Не молодца любят, денежку», «Мало ли что жениху на ум приходит» (то есть желание жениха неважно для родителей).
Однако утверждение, что только материальная выгода и принималась во внимание родителями при заключении брака, было бы неверно. Те же пословицы советовали: «Не бери приданое, бери милу девицу», «Невольная женитьба – не веселье».
Подбирая невесту сыну, родители прислушивались к мнению окружающих, поступали по пословице: «Жену выбирай не глазами, а ушами». Невесту старались «брать по хорошей славе», при этом непременно учитывалось, из какой семьи девушка.
Русская поговорка гласит: «Каково семя, таково и племя». Во внимание принималось многое, в том числе – нет ли в роду невесты пьяниц, буянов. «Выбирай корову по рогам, а невесту по родам», – этому совету следовали неукоснительно.
Неписаные правила рекомендовали изучить экономическое положение семьи невесты. Обычно старались родниться с семьей, равной по достатку.
Выбрав невесту для парня, «вошедшего в возраст», родные засылали к ней в дом сватов. Сват или сваха избирались среди родственников, реже – знакомых. Взятый в сваты должен быть речистым, остроумным: ему нельзя было терять выгоды и ронять честь тех, кто его послал.
Сватовство сопровождалось соблюдением многих правил.
Сборы и отъезд держали в тайне. В Ветлужском крае, например, жених уходил на гулянье и старался как можно больше петь, плясать, не показывать вида, что ему поехали сватать невесту. Чтобы никто не догадался, куда едут, сваты нередко объезжали деревню задами. Если кто-то догадывался о цели поездки, завидя сватов, кричал проезжающим: «Яблоня в сани!». Упоминание яблони объясняется обычаем класть яблоко в сани сватов в случае несогласия на брак.
Сватовство обставлялось различными обрядами и требовало соблюдения известного порядка, принятого в каждой местности. В некоторых местах обычай обязывал свата не входить сразу в дом невесты. Только в сенях, вызвав отца девушки, сват говорил ему о цели визита. Собиралась родня и совместно решали, .быть или не быть свадьбе.
Речь о сватовстве велась посредством традиционных уподоблений: сватов – купцам, охотникам, а невесты – красному товару, ярочке, кунице. Бойкий сват так отвечал на расспросы, кто они такие: «Ехали мы лихо, въехали тихо, охотники – купцы, честные молодцы. Есть у нас барашек-бегун, а ищем мы ему ярочку. А баран да ярочка – вековая парочка».
Родители невесты делали вид, что не понимали, о чем речь.
Тогда в разговор вступал отец жениха, он тоже говорил намеками, но яснее: «Есть у нас соболь красной, а еще нужно ему куницу – красную девицу». После такого объяснения, в ответ на приглашение не побрезговать угощением, сват прямо объявлял: «Мы ведь приехали не пир пировать, не столы ставить, а в сватах». И сватовство продолжалось по порядку, исстари существовавшему в этих местах.
Если жених родителям невесты был не по душе, они, в конце концов, говорили: «У нас товар не продажный» или: «Рано, девка-то молода еще». На что сваты отвечали, что молодежь – не порок, а товар-то такой, что залеживаться ему нельзя. Действительно, родители невесты всегда опасались, как бы дочь не засиделась в девках. Девушка 23-25 лет считалась уже старой девой. В таком возрасте она могла рассчитывать только на сватовство вдовца.
Но вот все благополучно завершилось. Сват просил дозволения видеть невесту. Случалось, что такое дозволение не получалось (например, из-за гордости или оттого, что невеста была дурна собою). Но чаще бывало, что родители дозволяли видеть
девицу, и тогда посылалась какая-нибудь родственница жениха или же на смотрины отправлялась сама его мать.
Показ невесты происходил различным образом: иногда смотрительницу вводили в убранную комнату, где невеста стояла в лучшем своем наряде с лицом, закрытым покрывалом. Иногда же невеста сидела за занавесом, и занавес отдергивался, когда приближалась смотрительница.
Смотрительница прохаживалась с ней по комнате, стараясь выпытать, умна ли она. Бывало, если у родителей дочь-невеста урод, то вместо нее приводили другую дочь. Жених не имел права сам видеть невесты до брака и должен был довольствоваться теми известиями о ней, какие передавала ему смотрительница. Если его обманули, то он узнавал об этом только после венчания. Он мог жаловаться духовным властям, и такой брак расторгался. Но случалось это очень редко.
Нередко при сватовстве велись разговоры и о приданом невесты. Оно состояло из постели, платьев, домашней утвари, украшений, иногда денег. Обыкновенно приданое доставлялось в дом новобрачных после свадьбы, но недоверчивые родители жениха нередко требовали, чтобы оно было доставлено до
свадьбы, по пословице: «Денежки на стол, девушку за стою).
Приданое дочери готовилось в каждой семье заранее. «Дочку – в колыбельку, приданое – в коробейку», – говорит русская пословица. К тому времени, когда девушка становилась «на выданье», она уже, как правило, имела приданое, большую часть
которого изготовила своими руками. В день благополучного сватовства невеста одаривала будущих родственников подарками: вытканными и вышитыми самой девушкой холстами, платками, полотенцами. Все это рассматривалось как свидетельство ее умения ткань, прясть, вышивать.
Бывало, что свадьбы «рассыхались» из-за несогласия в приданом, в подарках; из-за того, что парень «непутевый», а девушка «кросен расставить не толкует», то есть не умеет ткать, и т. д.
Договорившись обо всем, отцы жениха и невесты в знак закрепления договора пожимали руки. Это называлось «рукобитьем». В некоторых местностях этот обряд происходил по-другому. Отцы надевали шубы и садились друг против друга, потом
вставали и били по рукам через полу с приговором: «Жить да богатеть, друг друга любить». Затем зажигали свечи у образов, все молились и садились за стол.
Почти все эти обычаи сопровождались пением песен или причитанием. Причитали невеста, ее подруги, родственники. Причитания невесты касались в основном свершенного сговора:
Продал ты меня, родной батюшка,
Продал во чужие люди,
Во чужие люди, незнакомые:
Уж как-то мне жить будет?
Канун свадьбы.
Основными участниками предсвадебных обрядов становились подруги невесты и товарищи жениха. Невеста на гулянье из дома не выходила, она сидела дома и готовила подарки и приданое. Она должна была сшить будущему мужу рубаху и
штаны, которые ему надлежало надеть на второй день свадьбы. Кроме того, она обязана была сшить рубаху свекру, сарафан свекрови, приготовить подарки всей родне жениха. Во всем этом ей помогали подруги, которые приходили каждый день и оставались ночевать.
Особенно был насыщен обрядами день накануне венчания – устраивались баня и девичник. В ряде мест этот день начинался с «постельника», обряда передачи жениху приданого невесты. Подруги невесты с шутками и песнями везли приданое жениху,
у дома которого разыгрывался «торг».
Баня, которую топили для невесты в предсвадебный день, имела особое значение. Она знаменовала прощание невесты с родным домом и девичеством. После мытья невесту трижды обливали ключевой водой, принесенной из трех мест. Пока невеста с подругами была в бане, вокруг бани собиралась толпа, все шумели, стучали в заслонки, колотушки. Эти магические акты имели цель отпугнуть воображаемую злую силу, якобы ищущую случая причинить вред невесте. В конце мытья девице расчесывали волосы и в последний раз заплетали девичью косу.
После бани устраивали девичник. В разных местностях он назывался также «вечерка», «вечеринка» и т. д. В дом невесты приглашали ее подруг, родственников. Иногда приходили и парни, но ненадолго и только с женихом. На девичнике происходило прощание невесты с «вольной волей».

Свадьба.
День свадьбы начинался с причитаний невесты. Все участники торжества собирались утром в домах жениха и невесты. Если приданое невесты не было доставлено в дом жениха заранее, то целый конный поезд перевозил постель.
Между тем подруги начинали собирать невесту к венцу, одевали ее в свадебный наряд. В крестьянской среде специального свадебного платья не было. Невеста шла под венец в обычной одежде, только праздничной. В древности на Руси свадебное платье шили из красной ткани. В песне «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан … » речь идет именно о свадебном наряде. Одевание сопровождалось плачем невесты, символизирующим прощание с молодостью и девичеством.
Во время одевания принимались различные меры предосторожности против возможной порчи (в подол платья вкалывали булавки или иголки крест-накрест, иногда подпоясывали невесту рыболовной сетью, у которой не развязывались узлы). Была здесь не только охранительная, но и пожелательная магия: в чулки невесты клали монетки (чтобы всю жизнь ходить по золоту»), одевали на невесту две рубахи – одну на левую сторону, другую – на правую (чтобы жить с мужем душа в душу»).
При одевании невесты особое значение имел обряд «чесания головы». Сваха расплетала ей косу и расчесывала волосы гребнем, смоченным в слабом медовом растворе. Мать и отец благословляли дочь, обычно иконой Богоматери. Эту икону она потом брала с собой в новый дом.
Спустя некоторое время приезжал жених со свадебными чинами: с тысяцким, дружками – так называемый поезд.
Если у невесты был младший брат, он принимал активное участие в свадебном обряде – обувал ее, сидел рядом, когда жених с поезжанами появлялся в избе.
Обычай выкупа невесты был традиционным, также традиционными были шутки между дружками и женихом с родственниками, подругами невесты. В доме накрывали стол для гостей. Когда приходило время встать из-за стола и ехать к венцу, наступала тягостная минута для невесты: она прощалась с родителями и подругами.
Дружка выводил жениха и невесту из-за стола. Невеста при этом старалась незаметно дернуть за скатерть, чтобы поскорее утянуть с собой подруг в замужнюю жизнь. Родители брали по образу. Новобрачные кланялись и принимали благословение.
Свадебный поезд подъезжал к церкви, и невесту с женихом вели к венцу. Когда их ставили в церкви на подножье – коврик, то каждый старался ступить на него первым, чтобы в семье держать верх. Стоя под венцами, жених и невеста должны были креститься одновременно, чтобы «жить любовнее». Примечали: чья свеча (жениха или невесты) будет гореть дольше, тот и проживет дольше. По погоде во время венчания и по пути из церкви судили о будущей жизни: ясная погода будто бы предвещала хорошую и светлую жизнь, а снег, дождь были к «худому» замужеству. Правда, в иных местах эта же примета имела как раз противоположный смысл.
Из церкви весь поезд отправлялся в дом мужа. У крыльца их встречали родители – отец с иконой, мать с караваем хлеба и солью – и благословляли новобрачных.
Основными обрядами на свадебном пире были «ломание над молодыми» (понуждение их целоваться, называть друг друга по имени-отчеству) и одаривание молодых.
В конце дня между женихом и невестой происходил обряд разувания. Он состоял в том, что жена в знак покорности должна была снять с мужа сапоги. В одном из них лежала монета. Если молодая снимала первым именно этот сапог, то, по примете, ее ожидало счастье в семейной жизни. В противном случае считалось, что ей всю жизнь придется рабски угождать мужу.
На второй день свадьбы невеста раздавала дары своей новой родне (в некоторых областях это делали в первый вечер). Затем молодые традиционно ехали к теще. Это называлось «ехать на блины».
Вечером второго дня основное гулянье заканчивалось. Если свадьба растягивалась на несколько дней, то в дом невесты ездили на третий день.

https://www.sites.google.com/site/tradyicyi/tradicii-russkoj-semi

Оставить комментарий