Четыре простых секрета, как помочь ребенку выбрать свой жизненный путь
Еще 150-200 лет назад, когда общество было строго сословным и социальные лифты еще не работали, жизнь подрастающего поколения была не в пример проще. Не обязательно лучше, но проще. Дети знали, где проживут всю оставшуюся жизнь, чем будут заниматься и на ком женятся. Смысл и цель жизни выдавались им, как униформа, которую сотрудник организации получает в первый день работы. Эта безальтернативность наверняка была для них удушающей, зато понятной. Когда ты с самого рождения хорошо представляешь свой жизненный путь, у тебя возникает гораздо меньше сложных вопросов.
Сегодня у нас возможностей сколько угодно, а четких ответов – ни одного. Удушающая реальность превратилась в парализующий поток альтернатив. Неудивительно, что уровень тревожности и депрессии у современных молодых людей значительно выше, чем раньше. Ведь они понятия не имеют, чего хотят.
Сегодня только один из пяти подростков в возрасте от 13 до 18 лет четко представляет себе, куда он хочет идти, чего ждет от жизни и почему. Большая часть опрошенных (почти 60 %) хотели бы заняться чем-то полезным, но у них нет сколько-нибудь реалистичных планов. Остальные вообще никаких устремлений не выражают и в некоторых случаях заявляют, что не видят в этом никакого смысла.
Родители очень хотят что-нибудь посоветовать детям, но у родительских советов короткий срок хранения. Вместо того чтобы помочь молодому человеку самому определиться, родители предлагают ему головокружительное количество возможностей. «Ты должен получать хорошие отметки». Зачем? «Чтобы поступить в хороший институт». Зачем? «Чтобы получить хорошую специальность». Зачем? «Э-э-э, чтобы не умереть с голоду…» Все цели ведут к тому, чтобы не голодать, не быть нищим. А это непродуктивная позиция – позиция пассивной защиты.
Мы заставляем детей совершать серьезные усилия, чтобы они попали в институт. Однако дети понятия не имеют, что будут делать, когда там окажутся. В идеале учиться нужно, чтобы осуществить свою мечту, а родители вместо этого обещают: «Вот получишь диплом – там разберешься». И в результате дети как можно дальше откладывают вступление во взрослую жизнь. Они оттягивают момент, чтобы стать мужем, родителем, работником, гражданином своей страны. Одни оканчивают институт и все равно остаются на распутье, не зная, что им дальше делать со своей жизнью. Другие бросают учебу, перескакивают со специальности на специальность или вообще не работают.
Мы с самого детства подталкиваем детей, чтобы они ответили на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» вместо того чтобы спрашивать: «Каким ты хочешь быть человеком?». А между тем этот последний вопрос формирует идентичность, дает человеку толчок, чтобы найти себя и почувствовать от своей жизни удовлетворение. Как вам такие цели: «Спасти мир. Служить людям. Быть патриотом. Быть справедливым. Или просто создать счастливую семью. Найти истинное предназначение». Ребенок должен видеть, куда ему идти, а не просто стараться избежать нищеты и голодной жизни. Он должен видеть будущее, а не бояться его. Из-за этого молодые люди полны неуверенности в себе и внутреннего беспокойства. И, по иронии судьбы, от этого гораздо чаще страдают перфекционисты. Это вовсе не путь к счастливой жизни. Это обратный отсчет, запускающий кризис среднего возраста, который будет длиться до конца дней.
Так как же помочь детям определить свой жизненный путь?