Список летнего чтения: кто виноват и что делать?

Помните, как в конце мая учительница литературы давала каждому лист с длинным списком книг на лето? Сейчас этот список присылают на электронную почту или в чат, но активнее читать летом дети не стали. Блогер-мама Ксения Состина рассказывает, как прочитать весь список школьной литературы и стоит ли это делать.
Что делать?

Не паниковать. Даже если за лето ребёнок не откроет ни одну книгу из списка. Конечно, если он не прочитает за лето вообще ни одной книги, паника уместна. Многие дети просто забывают большую часть текста к моменту изучения произведения, путают героев и сюжеты из торопливо проглоченных летом книг, отвечают по принципу «тут помню, а тут забыл» и в целом оказываются практически на одном уровне с теми, кто поспешно пролистал книжку накануне урока. Счастливчики, обладающие хорошей памятью, или фанаты, неожиданно полюбившие произведение, — редкость. Книга, прочитанная насильно, из-под палки, не вызывает интереса, мозг стремится выкинуть из головы лишнюю информацию, особенно если читал «на отвяжись», подряд, от книги к книге, без желания подумать, осмыслить, вникнуть в сюжет и переживания героев.
2. Не заставлять и не манипулировать. Если по-другому никак, можно использовать многолетние наработки товарищей по несчастью. В сети родители щедро делятся способами кнутом и пряником впихнуть в детей требуемую порцию художественной литературы из списка. Самые популярные методы:

– аудиокнига (хороша, если есть время и ребёнок хорошо воспринимает информацию на слух);
– чтение по графику (час в день, или 25 страниц, например);
– просмотр фильма, чтобы заинтересовать в прочтении книги (может сработать, а может наоборот: «Зачем читать, я ж кино смотрел?»).

Встречается даже совет платить за прочитанные страницы. Надеюсь, превращение ребёнка в «грамотного компетентного читателя» оплачивается осторожно, а то, скажем, Лев Толстой даже в одиночку вполне способен качественно подорвать семейный бюджет.

Все эти методы (кроме оплаты, эта идея мне не близка совершенно) вполне можно применять и индивидуально, и комплексно. Но только в случае, если родителю и/или ребёнку очень нужна и важна пятерка по литературе. Если мечта состоит в том, чтобы ребёнок полюбил чтение как процесс, оценил красоту языка, понял, зачем существуют стихи, проникся к Толстому, Достоевскому и Гоголю, то есть реализовать цель Министерства образования, то ни один из этих методов не сработает. Скорее наоборот.

3. Помнить, что ребёнку это не так уж и надо. Если я, родитель и взрослый человек, с трудом отличаю Пушкина от Лермонтова и Бунина от Набокова, то давайте будем честны: ребёнку это особо не надо. В этом случае хорошо бы прикинуть вместе с ребёнком программу-минимум с учётом двух моментов:

– нужна ли будет ему литература для поступления (учтите, что наша система образования регулярно меняет списки вступительных экзаменов);
– в каких пределах ему понадобится литература на уроках (достаточно тройки, или вам принципиально нужны только пятерки).

4. Уточнить всё у учителя. По какому из произведений запланировано сочинение или изложение, какие произведения разбираются долго и тщательно, а какие даны просто для ознакомления с творчеством писателя. Это поможет распределить нагрузку и выбрать из внушительного списка только тех авторов, которым надо уделить больше внимания.

Иногда такие уточнения учителя дают сразу, в комментариях к списку, они есть и в интернете. Всё-таки список огромен и часть произведений (например, «Анна Каренина» или «Братья Карамазовы») идут как желательные для прочтения, а часть — обязательны. Разобравшись, что к чему, список можно существенно уменьшить. Можно смело вычеркнуть и все стихотворения небольшого объёма: их не так сложно прочесть в течение учебного года.

Если среди авторов затесался любимый родителем, можно попытаться рассказать о нём так, чтобы ребёнку захотелось схватить книгу. Тоскливых фраз «Как же я ненавижу Толстого с его моралью» лучше избегать, с такой антирекламой точно без шансов останется Лев Николаевич, вдруг ребёнку бы понравился.

Встретился и такой сложный, но дельный совет: «Осиливать трудную для ребёнка книгу вместе. Не включать ребёнку аудиокнигу, а прочесть её вслух. Можно договориться и читать по очереди: главу он, главу вы. Какие-то книги можно читать по ролям, вдруг такой подход сделает момент чтения более привлекательным».

5. Не бойтесь и не презирайте краткое изложение литературного произведения. Лучше иметь базовое представление, чем не иметь никакого. Тут желательно найти логичный и грамотный пересказ.

Напоследок 10 правил детского чтения от французского писателя Даниэля Пеннака:

Право не читать.
2. Право перескакивать страницы.
3. Право не дочитывать книгу.
4. Право перечитывать.
5. Право читать что попало.
6. Право на боваризм (подменять реальное воображаемым).
7. Право читать где попало.
8. Право втыкаться.
9. Право читать вслух.
10. Право молчать о прочитанном.
С помощью этих несложных правил человек научил любить чтение тысячи детей. Школа и списки, оценки и экзамены далеко не всё в жизни. Успокойтесь, потому что всё будет хорошо. Ведь мы же в своё время как-то справились.

https://vk.com/@livelib-spisok-letnego-chteniya-kto-vinovat-i-chto-delat

Оставить комментарий