Школьное насилие: как предотвратить

К сожалению, в ситуации школьной травли бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник, и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую травматизацию. 

В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием.

Как распознать травлю и чем она опасна?

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:‍ беспричинные боли в животе и груди, нежелание идти в школу и плохая успеваемость, нервный тик, энурез, печальный вид, беспокойство, тревожность, нарушенный сон, кошмары, длительное подавленное состояние, участившиеся простуды и другие заболевания, склонность к уединению, нежелание общаться, проблемы с аппетитом, излишняя уступчивость и осторожность.

Первые помощники в такой ситуации – родители.

Что делать родителям жертвы?

Вот фразы, которые помогут вам начать диалог:

‍- «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вы на его стороне, и вместе вы справитесь с проблемой.

– «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.

– «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии, и вина лежит не на жертве, а на агрессоре.

– «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.

– «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.

Что делать учителю?

– Стоит назвать явление по имени и дать ему оценку, выявить школьное насилие. Дети (особенно в младшей школе) часто не осознают, насколько их действия ранят других. Важно показать, что когда ты осознанно дразнишь человека или не разговариваешь с кем-то, это причиняет боль. Что бы они переживали, если бы с ними перестали здороваться, играть, стали бы над ними смеяться? Можно разобрать ситуацию на других примерах – скажем, «Гадкого утенка».

– Обсудить травлю как проблему группы.

– Привести пример с реальными болезнями. Ребенок знает, что такое болезнь. Он знает, что если не мыть руки – может быть расстройство желудка, а если не надеть шапку зимой – можно простудиться. Точно так же есть действия, которые могут подорвать «здоровье» класса.

В чем заключается это «здоровье»? Попробуйте решить вместе. Подключите детей – пусть предложат варианты для профилактики травли в школе. Вместе можно сформулировать моральный кодекс класса, в котором всем будет хорошо. Можно предложить самым авторитетным детям в классе роль блюстителей этого кодекса. Они с удовольствием проявят свое лидерство. Проголосуйте за новые правила всем классом. Можно договориться о штрафах для тех, кто их нарушает.

В идеале важно создать такую обстановку в классе, которая не допускала бы появления двух полюсов – вожаков и изгоев. Для профилактики буллинга в школе нужно работу так, чтобы каждый ребенок получал свою порцию внимания и похвалы, чувствовал свою значимость для общего дела. Для этого хорошо подходят игры на командообразование, конкурсы талантов, квесты.

Не важно, сколько ребенку лет – 9 или 16. В любом возрасте школьнику, который столкнулся с насилием, нужна помощь родителей и учителя. Своевременное решение проблемы убережет ребенка от негативных последствий и даже поможет закалить характер и стать сильнее.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они вовремя смогли попросить о помощи в случае школьного насилия.

https://education.yandex.ru/teacher/posts/bulling-v-shkole-chto-delat-uchitelyu

https://www.uaua.info/ot-9-do-16/shkola-ot-9-do-16/news-41957-nasilie-v-shkole-kak-pomoch-rebenku/

Оставить комментарий