Саамы – коренной народ родного края

11 февраля в конференц-зале «Универсариум» Центральной городской библиотеки состоялась встреча с хранительницами саамских традиций, исполнительницами традиционных саамских песен (луввьт) Домной Максимовной Хомюк, Анфисой Максимовной Агеевой и Мариной Вячеславовной Гринчук.  

С большим вниманием присутствовавшие слушали рассказ Домны Максимовны о своей родословной, которую семья бережно хранит и передаёт из поколения в поколение. Домна Максимовна и Анфиса Максимовна Захаровы родились в древнем саамском селе Воронье (Коардэгк сыййт) Ловозерского района. Анфиса Максимовна вспоминала: «Глубоки и крепки наши саамские корни. Вся жизнь наших родителей связана с тундрой и оленями. Когда началась Великая Отечественная война, саамы наравне с другими жителями Заполярья откликнулись в июне 1941 года на призыв добровольно вступить в Красную Армию, чтобы защитить свою Родину от фашистов. Их, саамов, потомственных оленеводов, чья жизнь была немыслима без оленей и тундры, призвали на фронт вместе с оленями в оленетранспортный батальон. В конце 1941 года командование 14-й армии начало формировать оленетранспортные подразделения. Отец был призван в Красную Армию, защищал Кольский север в отдельном оленетранспортном батальоне. Мама в годы войны пасла оленей, шила меховую одежду и обувь для своей семьи, пастухов и фронта. Семья наша была многодетная — 9 детей. Жили мы дружно и не чувствовали трудностей, может быть, в силу своих детских лет…».

В 60-х годах началось строительство гидроэлектростанции на реке Воронье и людей выселили оттуда. Семья переехала в село Ловозеро. Их мама, Мария Ивановна Захарова, была известной сказительницей, рукодельницей и исполнительницей саамских луввьт, солисткой Ловозерского народного хора «Луяввьр» и фольклорного коллектива «Ойяр». Анфиса Максимовна вспоминала: «Помню, пели и мама, и бабушка. Песни удивительные, многие я запомнила с детства. В песнях было все о жизни: радость, беда и скорбь, раздумья о наболевшем». Домна Максимовна и Анфиса Максимовна бережно собирают и записывают народные саамские песни. В их исполнении прозвучало несколько песен. А Марина Вячеславовна Гринчук очаровала исполнением современной песни на саамском языке. В зале царила тёплая атмосфера, пронизанная хорошим настроением и позитивными эмоциями, которые создавали талантливые ведущие.

Известно, что среди саамских песен были незабываемые «песни рода». На Кольском полуострове собрано и хранится их в архивах около 500. Сберегая и узнавая саамский фольклор, мы открываем для себя традиции и обычаи людей, которые издавна живут на Кольской земле.

Выставка изделий декоративно-прикладного творчества, которую представили гости, заинтересовала всех присутствующих. «Здесь и личные вещи из сундуков наших бабушек, и мамы, и вещи современных мастеров, — рассказали гостьи. — Сами тоже рукодельничаем, но не настолько искусно». Все желающие смогли познакомиться с удивительными народными предметами: шамшш — головной убор замужней, пе̄рьвеськ — девичий головной убор, кабперь — шапка, коаммэ — каньги,  пуэгенҍ — плетенный пояс, различные обереги.

В завершении встречи гости библиотеки провели мастер-класс по изготовлению саамских сувениров. Мастерицы были приятно поражены, увидев, с каким желанием и усердием участники нанизывают бусинки на леску, как аккуратно вырезают из цветной бумаги треугольнички.

Самобытность «оленного народа» ни с чем не сравнима. Она не теряется с течением времени, благодаря таким людям, которые вносят свой вклад в сохранение и возрождение саамской культуры. А мы с большим удовольствием будем знакомиться с особенностями культуры и быта коренного народа Кольского Севера и ждать новых встреч.

Галина Дежкина, заведующий краеведческим сектором Центральной городской библиотеки

Оставить комментарий