Похоронный дебют
Агния Львовна Барто, чьи стихи все дети нашей страны знают чуть ли не с колыбели, начала сочинять с четырёх лет. Сначала она писала в духе Серебряного века, с сероглазыми королями, розовыми маркизами и многозначительной символикой. Позже появились бойкие эпиграммы на подруг и учителей.
Путёвку в большую литературу ей, можно сказать, торжественно вручил сам Наркомпрос. Произошло это трагикомически.
Агния с детства занималась в балетной школе, хотя особого таланта к классическому танцу не проявляла. На выпускном вечере в балетном училище юная Агния под музыку Шопена читала со сцены своё стихотворение «Похоронный марш». В зале сидел Анатолий Луначарский и давился от смеха: мелодекламация у принимавшей картинные позы и размахивающей руками юной чтицы получалась скверно. Но эта смешная, очень энергичная и обаятельная девушка всё-таки чем-то приглянулась ему.
Прошло несколько дней, и нарком пригласил поэтессу к себе. «А вы знаете, нам очень нужны детские стихи! И я уверен, что у вас получится. Ведь у вас есть чувство юмора. Вы ведь не всегда такая трагическая, как на выпускном вечере?» — сказал Луначарский, улыбаясь и лукаво поглядывая на неё из-под очков.
Сначала, конечно, Агнии очень хотелось расплакаться: как видно, не только прима-балерины, но и новой Ахматовой из неё не получится. Но Барто быстро заставила себя успокоиться и понимающе закивала. Ведь не каждый день к молодым поэтам обращаются лично народные комиссары.
Министр взял листок бумаги, карандаш и набросал для девушки список «обязательного чтения». «Прочтите это, – сказал он. – Я уверен, через месяц у вас обязательно напишутся весёлые детские стихи!»
Список, составленный Луначарским, дал результат. В те годы в СССР создавалась индустрия детского искусства. Агния Барто играла в этой индустрии одну из ключевых ролей. Никакие войны и катаклизмы не могли уничтожить искрящийся оптимизм жизни, начинавшейся со строк знакомой всей ребятне поэтессы.
По материалам журнала «Свой»