ЛУЧШЕ БЫ ПОШЁЛ ПОЧИТАЛ!
Почему дети отвергают книги и можно ли с этим что-то сделать.
В издательстве «КоЛибри» вышла книга педагога и журналиста Джима Трелиза «Руководство по чтению вслух. Настольная книга для любящих родителей, заботливых бабушек и дедушек и умных воспитателей». Впервые она была издана в 1979 году и с тех пор остается хитом у родителей, которые хотят увлечь детей чтением. Публикуем отрывок о том, как чтение вслух влияет на фоновые знания и замедляет старение мозга.
Что стоит за снижением интереса к чтению?
Негативное отношение к чтению появляется у детей в четвертом классе. К этому времени школьники уже должны приобрести некоторые читательские навыки, а читать им приходится тексты объемом от нескольких абзацев до нескольких страниц. Американская исследовательница Джин Чолл назвала эту ситуацию «спадом четвертого класса». В школах в этот период учащихся разделяют на умеющих читать и тех, кому трудно учиться, кто нуждается в коррекционной помощи.
Но даже читающие дети — и это «но» нужно подчеркнуть — могут возненавидеть чтение и никогда не станут читать за пределами классной комнаты, если это воспринимается как безрадостное, скучное занятие. А ведь большую часть времени (7800 часов в году) дети проводят вне школы! Крайне необходимо, чтобы они как можно чаще использовали его для чтения — иначе их читательские навыки не будут развиваться, и они начнут отставать и по остальным предметам. Тот, кто не читает вне класса, показывает низкие образовательные результаты в классе.
Существует два взаимосвязанных правила, определяющих чтение. Эти правила обычно игнорируются педагогами, хотя без их учета многого не добьешься.