Легендарный дядя Стёпа

Одним из самых любимых милиционеров советской детворы был знаменитый дядя Стёпа – герой одноимённой поэмы Сергея Михалкова.

Появившись в 1935 году, на протяжении многих десятков лет этот литературный персонаж в глазах детей олицетворял собой эталон справедливости, доброты и торжества закона.

Было бы логично предположить, что при создании дяди Стёпы Сергей Владимирович Михалков описывал некий обобщённый образ. Но исследователи биографии и творчества поэта категорически не согласны с этим утверждением.

Некоторые историки литературы убеждены, что прототипом дяди Стёпы является сам С.В.Михалков, который, как известно, был очень высокого роста: 1м 95 см. Разумеется, возможно, что ироничный Сергей Владимирович изобразил самого себя в роли колоритного литературного персонажа.

Правда, существует вторая версия появления дяди Стёпы. Согласно ей, в биографии Михалкова был эпизод, когда он действительно мог знать постового милиционера, чей рост приближался к двум метрам. Было это в Пятигорске, где будущий создатель гимна СССР жил какое-то время со своими родителями.

 Именно там, на одной из главных площадей, горожане могли ежедневно видеть постового милиционера Алексея Фёдоровича Таплинского.

Таплинский обладал выразительной внешностью и ростом в два метра десять сантиметров.

По воспоминаниям современников, милиционера-великана знал и любил весь город – и за необычный рост, и за добрый характер.

Старший лейтенант милиции Алексей Таплинский прошел войну, затем продолжил службу в милиции — вплоть до 1960 года. Его пиджак, сплошь увешанный орденами и медалями, находится сейчас в музее пятигорской милиции/полиции.

При сравнении описания личности пятигорского милиционера-великана и литературного дяди Стёпы – аналогичность типажей налицо.

Очевидно, в образе героя-милиционера писатель соединил свои черты и черты А.Таплинского. История, к сожалению, не сохранила отношения самого Алексея Фёдоровича к этому литературному персонажу, хотя о существовании дяди Стёпы он, несомненно, знал.

По материалам книги Д.Соколова «100 великих литературных прототипов»

Оставить комментарий