Кофейный период русской поэзии

После революции 1917 года в Москве появились многочисленные литературные кафе. Первое кафе футуристов открылось в Настасьевском переулке, в помещении бывшей прачечной. Но просуществовало оно недолго.

Затем «Ассоциация вольнодумцев» под предводительством имажинистов Сергея Есенина и Анатолия Мариенгофа открыла «Стойло Пегаса». Помещение это описал Алексей Толстой в сатирическом романе «Похождения Невзорова, или Ибикус». Кроме того были: «Литературный особняк», кафе-кабаре «Питтереску», «Красный петух» и другие.

Особую славу завоевало кафе «Домино» на Тверской улице. Его организовал только что созданный тогда Союз поэтов (СОПО). Это заведение  особенно нравилось молодежи:

«Можно славно развлекаться

В доме номер восемнадцать».

В кафе было два зала и отдельный «кабинет» для членов правления СОПО. Столики в кафе были покрыты яркой оранжевой бумагой под стеклом. Отдыхавшие здесь художники клали под стекло свои рисунки, шаржи, карикатуры, а поэты – новые стихи. Это были своеобразные импровизированные и постоянно обновляющиеся выставки.

Стены «Домино» художник Анненков расписал геометрическими фигурами, они пестрели цитатами из стихов. На одной из стен висела  пустая птичья клетка и черные штаны председателя СОПО Василия Каменского.

Во втором зале была устроена сцена, а на ней деревянная вышка, на которую забирались поэты, читавшие свои стихи.

Наркомпрос выдал СОПО специальную охранную грамоту для защиты от посягательств на помещение других бесчисленных литературных объединений, товариществ и союзов. В этой грамоте говорилось, что «Эстрада-столовая «Домино» преследует исключительно культурно-просветительные цели и является организацией, в которую входят все выдающиеся современные русские поэты».

В литературных же кругах кафе «Домино» называли просто «Сопелка» (по созвучию с СОПО).

В «Сопелке» часто бывали: Велимир Хлебников, Сергей Есенин, Андрей Белый, Борис Пастернак, Всеволод Мейерхольд, Владимир Маяковский, Евгений Габрилович и другие известные и малоизвестные деятели культуры 20-х годов ХХ века. Имена многих из них прославили русскую литературу.

Отшумели горячие диспуты и игры в кафе «Домино», но название его остается в истории русской культуры, как символ «кофейного периода русской поэзии».

По материалам книги Н. Ковалева «Напитки нашего стола»

Оставить комментарий