Кнуты и пряники наказания
Зачастую многие взрослые (родители, воспитатели, педагоги) хотят, чтобы ребенок был послушным, покладистым, «белым и пушистым». А если реальность не совпадает с придуманным образом, то взрослые пытаются вернуть все в нужную (им, взрослым) колею. Один из наиболее распространенных методов воздействия в этом случае – наказание. Давайте поговорим о том, насколько оно эффективно.
Немного истории. Со времён Древней Руси наказание детей воспринималось как благо. Ребёнка били и держали в строгости из любви к нему. Способы наказания на Руси сохранились в народной памяти через пословицы, например, «Дать бы тебе ума с заднего двора» — высечь, иначе говоря. Похвала же ребёнка считалась опасной: «Хвала в очи хуже порчи». Хвалящий якобы рисковал оговорить ребёнка, поэтому суеверная мать должна была после положительных слов трижды плюнуть. Позже, вплоть до ХIХ века, наказание ребенка за провинности и в России, и в Европе не считалось чем-то из ряда вон выходящим, а в учебных заведениях было даже регламентировано – когда, чем и сколько необходимо наказывать. Это считалось одним из обязательных атрибутов воспитания подрастающего поколения.
Но время не стоит на месте, появляются новые исследования. Ранее наказания изучались, главным образом, с точки зрения педагогики. Но уже с начала ХХ века к их изучению подключились психологи. Психологов, главным образом, интересовало, насколько эффективно изменить нежелательное поведение ребенка, используя «негативное подкрепление» (наказание, негативные эмоции). Проводились исследования в русле различных психологических школ и концепций, использовались разные методы изучения. Но вывод, к которому пришли исследователи, схож: наказание неэффективно. Более того, в долгосрочной перспективе оно может усилить негативные проявления, от которых мы стремимся избавиться. Почему получается такой замкнутый круг? Давайте разбираться.
Ссылка: http://russian-family.com/stati/post/knuty-i-pryaniki-nakazaniya