Как понять, что твоего ребёнка обижают в школе, если он молчит?

Даже если у тебя самые-самые доверительные отношения с ребёнком, какие-то вещи он не скажет тебе никогда. Например, что в школе его обижают дети или учитель. Почему?
Думает, что сам виноват в происходящем. Уже усвоил крепко, что ябедничать – стыдно, и ещё не понимает, когда ситуация настолько опасна, что пора звать на помощь. Стыдится, что не может сам контролировать ситуацию. Считает, что сделать ничего нельзя, и не хочет расстраивать маму зря. Наконец, его могут шантажировать чем-то, по его мнению, таким ужасным, что родители от него отвернутся.

Детская травля, однако, такая вещь, которую не стоит игнорировать. В самом лучшем случае она “обойдётся” длительным стрессом и психологической травмой. Но, чувствуя себя безнаказанными и правыми (не может же быть неправ целый класс, правда?), дети расходятся всё больше и доходят порой до уголовных преступлений. Так что очень важно вовремя заметить опасную ситуацию.

Признаки, что надо насторожиться
Ребёнок замыкается, становится всё более мрачным, напряжённым, агрессивным. Нет смысла списывать на “переходный возраст”. Даже в переходном возрасте у длительного периода подавленного настроения или постоянного раздражения есть реальные причины. Необязательно, конечно, конфликт с другими детьми или учителем – может быть, это лично ты ребёнку пространства недодаёшь или у чада несчастная любовь. В любом случае, обрати внимание.
Ребёнок постоянно ищет причины, чтобы не ходить в школу. В норме дети видят берега и осторожно пользуются предлогами, чтобы прогулять занятия, а тут – на неделе два дня голова болит, два дня пятка, и ещё денёк признаки скорой смерти обнаруживаются. Когда не удаётся уклониться законно, ребёнок может начать прогуливать или серьёзно опаздывать к началу занятий.
Из школы почти постоянно чадо приходит само не своё, то бледное, то красное, то со случайным синяком. Куртки и школьная форма постоянно рвутся, вещи постоянно теряются с концами, ранец постоянно превращается в пыльный мешок… Заметила, сколько раз тут повторилось слово “постоянно”? Оно ключевое. Время от времени потерять кроссовок или упасть с лестницы носом вперёд может каждый. Нюанс именно в том, как часто это происходит.
На школьных вещах могут появляться странные, непристойные или оскорбительные надписи, в учебнике всегда аккуратного ребёнка уже в начале года пририсованы шариковой ручкой рожки и усы всем портретам, тетради то и дело портятся идиотскими размашистыми рисунками.
Резко снизилась школьная успеваемость. Даже по самым любимым предметам – двойки и тройки. Ребёнка не тянет делать домашние задания – не то слово. Ребёнка вообще мало на что тянет. Закроется в комнате или в уголок забьётся и молчит или в планшет таращится. Заставишь сидеть над тетрадями – точно так же будет таращиться на чистый лист. О чём думает – неясно.
У младших школьников может пропадать аппетит, появиться энурез. Подростки могут стать неряшливыми до крайности. Если подросток “пишущий”, у него можно обнаружить повторяющийся сюжет (в рассказах, комиксах) о том, что главного героя травят. Известен случай, когда девочка выписала этот сюжет в сочинении на вольную тему… Но этого крика о помощи никто не заметил.
Как вывести ребёнка на разговор по душам?

Обронить фразу в духе: “Что такое, ты будто вообще в школу не хочешь ходить! Может, ты в другую перейти хочешь?” Через некоторое время ребёнок подошёл с вопросом, а можно ли и в самом деле взять и сменить школу? Бинго. В этой школе ребёнка обижают. Вероятно, лучше и правда перевести в другую, а ещё – сходить в поликлинику к детскому психологу. Пусть поговорят без мамы. Для начала.
Посмотреть вместе кино, где ребёнку приходится противостоять травле. “Чучело” слишком в лоб и депрессивно. “Шестое чувство” – отлично прокатит под видом ужастика (не забыть пробормотать в ключевых моментах: “Вот ведь сволочи малолетние”). “Телекинез” – аналог для подростков. “Кибертеррор” с Мэйси Уильямс заставит ребёнка задуматься, если чадо стало жертвой шантажа. “Дрянные девчонки” – комедия, в которой тоже рассматривается вопрос травли, “Добрый сынок” и “Дитя тьмы” – триллеры о том, как дети-монстры избегают наказания и том, что в конечно итоге родители узнают правду и встают на сторону обижаемых. Отлично подойдёт и фильм “Говори”, а вот “Класс” и “Финал” отложи в сторону – очень тяжелы на свежие раны.
Завлечь ребёнка делать что-то вместе – хоть пельмени лепить, хоть украшения из бумаги к Новому Году клеить. Заведи разговор – не выспрашивай, а рассказывай что-нибудь. О любимых книгах. О том, как с папой на рыбалку ходила и что из этого вышло. Страшную историю, как за тобой злая собака или пьяный гнались по улице. И, между прочим, вспомни историю, как одну твою подругу по лагерю травили в школе. Или школьную подругу шантажировали неприличными фотографиями, которые она сглупу сделала или её заставили сделать насильно. Или ты сама, не понимая, что делаешь, ввязалась в травлю или даже начала её… Говори с однозначным осуждением к тем, кто травит (даже если это была глупенькая юная ты) и столь же однозначным сочувствием к тому, кого травили. Не делай взглядов, полных намёков, не задавай наводящих вопросов. Просто перейди затем на другую тему, более лёгкую. Дай переварить. С очень большой вероятностью ребёнок сам потом подойдёт или чтобы ещё раз спросить об истории с травлей/шантажом, или уже рассказать свою историю.

http://pics.ru/kak-ponyat-chto-tvoego-rebyonka-obizhayut-v-shkole-esli-on-molchit

Оставить комментарий