Игры на страхе: что делать?
29 сентября в Экологический библиотеке прошел онлайн-тест «Игры на страхе: что делать?» для учащихся 6 а класса школы № 5. Мероприятие прошло в рамках Дня интернета в России – 30 сентября.
Немного статистики: в 1998 году, когда была впервые проведена «перепись населения русскоязычного интернета», доступ к всемирной паутине имел миллион россиян. На сегодняшний день интернет-пользователей в нашей стране насчитывается почти 130 миллионов человек — это почти 90% населения страны. В России 88 % детей в возрасте от 7 до 12 лет уже имеют собственный смартфон или планшет, при этом родители не всегда интересуются, для каких именно целей мобильное устройство используется ребёнком. Юные пользователи размещают довольно много личных данных. Так, почти половина указывают в социальных сетях свой настоящий возраст и рассказывают о своих увлечениях, больше четверти (27%) отмечают номер школы, 13% выкладывают фотографии, на которых видно обстановку квартиры, 12% указывают имена родственников (родителей), а 10% и вовсе публикуют номер мобильного телефона. Почти ¼ заявок в друзья дети получают от взрослых пользователей. Огромную роль в защите детей от онлайн-опасностей играет понимание того, какой цифровой след оставляет ребёнок в сети: что публикует у себя на странице в соцсетях, что известно о нём другим пользователям.
Одна из самых больших опасностей в сети – люди, которые по разным причинам могут представлять угрозу для здоровья или психики ребенка. Нежелательным контактом называется любое общение в Интернете, беспокоящее ребенка, создающее конфликтную ситуацию или обстоятельства, при которых ему может быть причинен вред. Социальные сети являются самым эффективным и широким по охвату инструментом, с помощью которого злоумышленники могут вербовать пользователей в разные преступные организации.
Жестокие сюжеты некоторых видеоигр, особенно в жанре «стрелялка», пропагандируют жестокость и насилие. Указанные игры вызывают повышенный интерес у детей и нередко случается, что ребенок хочет повторить сценарий такой игры в реальности.
Кто представляет в Интернете наибольшую угрозу? Как избежать нежелательных контактов? Что делать, если ребенок подвергся травле? Какая информация может представлять интерес для преступников? Как происходит вербовка и работает «воронка вовлечения»? Почему излишне доверительное общение с незнакомцами в Интернете и рассылка своих фотографий или видео может привести к очень неприятным последствиям? Каковы юридические последствия противоправной деятельности в интернете? Чем опасны трэш-стримы и прямые трансляции? Какой контент практически не модерируется онлайн-платформами? Какие опасности есть в онлайн-играх? На эти и другие вопросы отвечали школьники в ходе прохождения онлайн-теста «Игры на страхе: что делать?». Также на встрече школьники обсуждали приметы ситуаций, которые могут происходить в онлайн-сети.
Может показаться, что не иметь профиля в социальной сети – это странно, но на самом деле все вовсе не так. Если у человека нет профиля в соцсетях, или он уделяет ему немного времени, значит человек живет реальной жизнью. А она намного интересней виртуальной.
Марина Минина, библиотекарь Экологической библиотеки