Гости из прошлого
Старинные куклы уже давно относятся к антиквариату, который интересует профессиональных коллекционеров и любителей. Антикварные красавицы считаются настоящими произведениями искусства, а некоторые находятся в собраниях всемирно известных музеев. 7 декабря в секторе литературы по искусству прошел авторский медиа-экскурс Светланы Юревич «Гости из прошлого. История антикварной куклы: традиции и современность». Мероприятие вызвало большой интерес у прекрасной половины города Мончегорска, причем абсолютно разного возраста.
Светлана Валерьевна подготовила подробный и интересный рассказ с наглядным материалом. В начале экскурса поговорили о том, где можно найти полезный материал по теме. Существует множество способов: интернет площадка «Бейбики», журнал «Антикварная кукла» и др.
Антикварной куклой принято считать ту, которая была произведена не позднее 1930 года. Цена на куклы ежегодно возрастает примерно на 15 процентов. Сегодня кукольный антиквариат – предмет серьезного коллекционирования, денежного инвестирования и самостоятельного вида искусства. Самые редкие красавицы продаются на всемирно известных аукционах Сотбис и Кристис. Присутствующие также узнали о старейшем американском аукционе Терио, который специализируется на антикварных куклах и игрушках.
Кроме того, Светлана рассказала о Сергее Романове. Он является экспертом-реставратором, коллекционером антикварных игрушек и членом Союза художников России. Романов владеет самой крупной в России коллекцией (более 12 тысяч экземпляров) советской, российской и зарубежной антикварной и винтажной игрушки. Художник-эксперт занимается научной, реставрационной, педагогической и выставочной деятельностью.
Далее шел разговор о производителях кукол, среди которых был Арман Марсель. Он родился в России в семье обрусевших французов, позже переехал в Германию и купил сначала фабрику по производству игрушек, а потом фарфоровый завод, где изготавливали кукольные фарфоровые головы. Именно Армана Марселя называли «королем кукол». Самая известная и продаваемая его кукла – молд 390 (молд – скульптура лица и тела куклы, закрепленная за определенным именем). Такие экземпляры – начало любой коллекции, они достаточно распространены и относительно бюджетны. Их любовно называют «Марсельками».
Светлана Валерьевна также рассказала о немецкой антикварной кукле. Немецкая кукольная промышленность славилась и раньше, и сейчас. В конце 19 века она конкурировала с французским производством. К началу 20 века в стране насчитывалась более 100 кукольных фарфоровых фабрик.
И если в Германии выпускали кукол, которые были доступны многим. То французские фирмы делали эксклюзивные, дорогие, статусные экземпляры. Весь процесс изготовления был полностью ручным. Фирма семьи Жюмо была лидером на французском кукольном рынке. Куклы Жюмо получали золотые и серебряные медали на многочисленных международных выставках и были удостоены статуса национальной куклы. Несмотря на солидный возраст, даже сейчас можно приобрести куклу Жюмо в «родной» коробке, тогда ее цена повышается на порядок.
Куклы этого производителя связаны и с Россией. Французы интересовались нашей культурой. И фирма выпустила кукол в русских национальных костюмах. А в 1892 году всего в нескольких экземплярах была представлена кукла «Александр III». Скорее всего она предназначалась в качества подарка высшим французским и русским чинам. Сегодня этот экземпляр крайне редок.
Фирма Жюмо просуществовала всего около 20 лет. Сказалась конкуренция с немецкими производителями игрушек, и это поставило компанию на грань банкротства. Компания присоединилась к Французской Ассоциации по производству кукол и игрушек и еще 50 лет выпускала кукол под маркой Жюмо.
Светлана в своем рассказе остановилась и на других производителях кукол. Интересна история французского скульптора Альбера Марке, который в начале 20 века по заказу парижского Дома моды придумал и воплотил в реальность 100 кукол в национальных костюмах. До наших дней сохранилось около 20. «Живут» они в частных коллекциях и музеях. В 2009 году одна из них была продана на аукционе за 263 тыс. долларов. Все куклы этой коллекции пронумерованы, а модель лица кукол Марке даже имеет реальный прототип. Это маленькая французская девочка Шарлотта.
Светлана Валерьевна также остановилась на производителях кукол в России. Сегодня русские антикварные куклы встречаются очень редко. Не добрую службу в этом сослужил декрет Луначарского, который признал кукол буржуазным пережитком, и было принято решение об их уничтожении. Уцелели куклы, которые хранились в семьях (как семейные реликвии) и те, которые уехали со своими хозяевами в эмиграцию.
Российская фамилия Дунаев хорошо известна среди экспертов и коллекционеров антиквариата. Известные Дунаевские куклы сохранились лишь благодаря тому, что были вывезены за границу. Обычно они небольшие по размеру (30 см), имеют фарфоровые головы и одеты в народные костюмы разных губерний. Они изначально создавались в 1880 году, как коллекционные, чтобы показать богатство русского национального костюма.
Светлана рассказала и показала в чем отличие наших кукол от зарубежных. Например, в России головы делались из отечественного фарфора. Сначала за образец брались молды французских и немецких производителей. Но потом появились свои художники и скульпторы, которые разрабатывали оригинальные типы лиц и формы для отливки. Стеклодувные артели Дмитровского уезда делали стеклянные глаза. Разрез глаз наших кукол был почти круглой формы. А еще от зарубежных их отличали форма тела и кистей рук.
Светлана Валерьевна также рассказала о женщинах, которые производили кукол (Леонтин Ромер, Аделаида Урэ, Изанна Уолкер). В 2023 году Светлана приносила на мероприятие свою авторскую реплику (копию) куклы Изанны Уолкер. Все оценили качество ее исполнения и схожесть с оригиналом.
Говоря об антикварной кукле, нельзя не поговорить о реставрации. Светлана Валерьевна огласила основную заповедь реставратора: «Минимум вмешательства, максимум сохранения оригинальности. Если можно что-то не делать, значит, делать этого не надо». Смысл ремонта красавиц из прошлого – это поддержка их в удовлетворительном состоянии.
Многим антикварным куклам уже больше 100 лет. И вы представляете, их можно купить в идеальной сохранности. Цена зависит от состояния экземпляра. Самое главное – сохранность кукольной головки, а потертости на теле не являются недостатком. Также важно, чтобы у куклы были антикварные глаза и зубки. Если сохранен первоначальный наряд, то это также отразится на цене.
Светлана Валерьевна также упомянула ряд музеев, где можно вдохновиться образом антикварных кукол: музей уникальных кукол и игрушек г. Кострома, Музей игрушки в Сергеевом Посаде, Музеи кукол в Москве, Екатеринбурге и др.
В конце встречи гости активно задавали Светлане Валерьевне вопросы и делились своими жизненными историями, связанными с куклами детства. Кто-то даже принес свои экспонаты.
Выражаем благодарность Светлане Валерьевне за удивительную встречу! Надеемся на дальнейшее сотрудничество!
Ксенофонтова Татьяна, заведующий сектором литературы по искусству Центральной городской библиотеки