Дорогу жизни вечно будем помнить
«А где-то на Ладоге в белом просторе
От бомб и мороза взрываются льдины,
И воют моторы, и стонут моторы,
И тянут груженные хлебом машины…»
А.Молчанов
3 февраля в Экологической библиотеке состоялся Час памяти «Дорогу жизни вечно будем помнить» для учащихся 5 г класса школы №5. Мероприятие было посвящено 80-летию прорыва блокады Ленинграда.
Россия никогда не забудет этой даты: 18 января 1943 года. В этот день был спасен от гибели Ленинград. В те переломные дни завершалась и Сталинградская битва. Именно зимой 1943-го стало ясно: война закончится нашей победой.
Кто в нашей стране не слышал про Дорогу жизни? Ледовая трасса через Ладожское озеро помогла отстоять Ленинград, спасла тысячи жизней его жителей. Казалось бы, что в этом сложного? Спустились машины на лед и поехали. Ведь наши предки всегда использовали зимой замершие русла рек как транспортные пути. Однако всё было не так просто. Тогда только специалисты знали, что даже в самые лютые морозы Ладога замерзает не полностью.
На мероприятии ребята узнали историю создания ледяной трассы — как в середине ноября 1941 года приступили к выяснению состояния ледового покрова, почему первоначальный запуск автомобильного движения проходил с огромным риском, когда под лед уходило больше сотни машин с наступлением сильных морозов, как с запуском дороги шло и создание всей транспортной инфраструктуры, о изобретение специального прибора- прогибографа, благодаря которому удалось значительно сократить потери техники и людей и другие, не менее интересные факты.
Незадолго до начала войны в нашей стране был разработан новый тяжелый танк – КВ. Он получил буквенное обозначение в честь маршала Климента Ворошилова. Для своего времени танк был уникален — его броню не могла пробить ни одна противотанковая пушка в мире. Но Ленинградский фронт, даже при наличии КВ, только своими силами прорвать блокаду не мог. На других фронтах танк был необходим как воздух. Как Ленинград из кольца блокады отправлял производимые им танки и иное вооружение на Большую землю с помощью Дороги жизни, школьники тоже узнали на мероприятии. О другом, не менее уникальном изобретении, — строительстве трубопровода по дну Ладожского озера тоже было рассказано школьникам. Ребята были очень удивлены тому факту, что за всё время блокады о существовании нефтяной магистрали немцы так и не узнали.
В первую блокадную зиму ледовую дорогу обслуживало почти 4 тысячи автомобилей ГАЗ-АА /знаменитая полуторка/, не считая гужевого транспорта. Попав под полынью, под бомбежку или артобстрел, и рейса не вернулась каждая 4 машина. Проработала Дорога жизни до конца марта 1943 года. Испытания военной поры показали неимоверную силу и стойкость нашего народа, немеркнущие примеры храбрости, истинного патриотизма и преданности традициям беречь и защищать родную землю.
Марина Минина, библиотекарь Экологической библиотеки