«Дети дождя»: почему ребенок становится аутистом?

Что эта за болезнь?

…Сначала малыш не смотрит никому в глаза, потом отказывается от маминых ласк. Он не говорит и часами может смотреть в одну точку. Он ест только определенные продукты и только из тарелки определенного цвета, а в детском саду играет сам с собой. Присмотритесь к вашему ребенку: если он днем за днем погружается в себя, возможно, ему очень нужна помощь, чтобы научиться жить в нашем мире.

Аутизм – психическое расстройство, связанное с разрывом связи внутреннего мира человека с внешним миром, с уходом от контакта и большими трудностями во взаимодействии с окружающим миром. Такие люди либо не умеют общаться вообще, либо делают это в необычной причудливой форме. И это не единственная их особенность. Они вообще другие – «люди дождя». Появление в семье такого ребенка – это тяжелое испытание на всю жизнь. Ведь аутизм неизлечим.

– Но при адекватной помощи аутизм поддается коррекции, – уточняет психолог Анна Симоненко. – Чем раньше будет выявлено это расстройство и начата комплексная медицинская, психологическая и педагогическая коррекция, чем внимательнее родители отнесутся к проблеме, тем больше шансов на успех.

В БЕЛАРУСИ ВЫЯВЛЯЕТСЯ МЕНЕЕ 10% ДЕТЕЙ-АУТИСТОВ

Несмотря на то, что диагноз «аутизм» ставится, как правило, после трех лет, проявления этого расстройства заметны с рождения. Но зачастую их не замечают или игнорируют и родители и доктора. Первые – из-за незнания или страха получить психиатрический диагноз. Вторые – из-за недостаточной компетентности в этой области, из-за нехватки кадров, больших нагрузок, невнимательности. А ведь первыми заметить проблему могут именно родители и педиатры.

Так или иначе, на конец января 2011 года в Минске с расстройствами аутистического спектра (это собирательный термин для расстройств одного типа: ранний детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, связанный с нарушением развития мозга) на учете состоит всего 116 детей.

Но мировая статистика показывает, что детей-аутистов в обществе гораздо больше. По данным знаменитого американского специалиста в области аутизма, доктора Эрика Шоплера, в 2007 году из каждых 150 – 155 новорожденных один малыш рождался с расстройством аутистического спектра.

– Если учесть, что детское население Минска – 303 тысячи, то, согласно мировой статистике, число детей в столице, нуждающихся в лечении и коррекции аутистических расстройств, достигает приблизительно 2000 человек, – говорит Анна Владимировна. – Получается замкнутый круг: при таком количестве выявленных случаев трудно оценить всю серьезность проблемы, и, как следствие, без должного внимания к аутизму без диагноза остаются более 90% пациентов.

ДЕТСКИЙ АУТИЗМ ЕСТЬ, ВЗРОСЛОГО – НЕТ?

Есть еще одна черная дыра, в которой пропадают аутисты. Любой ребенок, получивший диагноз «детский аутизм», со временем заново проходит обследование. И для аутистов старше 18 лет диагноз «детский аутизм» превращается в разные варианты шизофрении или умственной отсталости.

– Возможно, в ближайшем будущем, когда состоится очередной пересмотр Международной классификации болезней, такой термин, как «Расстройство аутистического спектра», будет внесен в перечень диагнозов, – говорит Анна Симоненко. – Это позволит людям с аутизмом и во взрослой жизни рассчитывать на специализированную помощь.

ПРИЧИНА АУТИЗМА У РЕБЕНКА – В ПОВЕДЕНИИ МАТЕРИ?

Несмотря на то, что сейчас проводится множество исследований по аутизму, его причины до сих пор не установлены. Большинство исследователей полагают, что аутизм является генетическим расстройством. Другие считают, что причиной аутизма могут стать перенесенная во время беременности краснуха, диабет, контакт с пестицидами, высокий уровень стресса матери. Другие винят аутоиммунные заболевания и всевозможные вирусные инфекции. Есть и те, кто считает: причиной аутизма у ребенка являются особенности воспитания.

– Предположения о том, что аутизм появляется вследствие того, что мамы избрали диктаторский стиль воспитания, опровергнуты еще в прошлом веке, – говорит Анна Симоненко. – Ясно только одно: у аутизма нет границ. За помощью специалистов обращаются люди с совершенно разным достатком, семейным укладом и отношением к ребенку.

ВЫРЕЖИ И СОХРАНИ

Как распознать ребенка-аутиста?

– Неспособность вступать в контакт и взаимодействовать с окружающими. Аутичный ребенок испытывает трудности в общении и проявляет больший интерес к неодушевленным предметам, чем к людям. Это один из основных признаков и проявляется он буквально с младенчества – когда малыш избегает прямого взгляда глаза в глаза, не стремится прижаться к маме; не разделяет с другими эмоции радости и грусти.

– Нарушение речевого развития. Ребенок при аутизме может вообще не говорить или общаться фразами-штампами, услышанными от родителей или из мультфильмов. Он может как эхо повторять все, что слышит, и не способен обратиться за помощью. Главное в этом нарушении то, что речь не выполняет коммуникативную функцию.

– Перестановка личных местоимений и отсутствие местоимения «я». Нормально развивающийся ребенок рано или поздно осознает себя отдельной личностью. Его настойчивое «я» особенно ярко проявляется примерно к трем годам. Дети-аутисты с большим трудом выделяют себя, и поэтому «я» в их жизни может вообще не появиться.

– Стремление к однообразию (феномен тождества). Любое изменение в окружающей обстановке вызывает у них тревогу и даже страх. Такие малыши, попробовав одно блюдо, могут отказываться от всего остального или требовать раз за разом соблюдения определенного ритуала (к примеру, кушать только тот картофель, который нарезан соломкой).

– Повторяющаяся и стереотипная игра и действия. Игра ребенка-аутиста заключается в повторении одних и тех же действий: например неоднократное открытие и закрывание дверей или ящиков, вращение или покачивание нитей и веревок, разглядывание телевизора, уткнувшись лицом в экран, раскачивание и многое другое.

БУДЬ В КУРСЕ!

Как обучать ребенка-аутиста?

«Мы в полной растерянности, как учить ребенка-аутиста и где искать помощь? Моей внучке 7 лет, недавно поставили этот диагноз».

Регина. Вилейка.

– Вам нужна помощь профессионала, специально подготовленного для работы с аутичными детьми, – отвечает психолог Анна Симоненко. – Опыт показывает, что без подготовки дефектологи, логопеды, психологи, учителя, как правило, не могут работать с такими детишками.

В Минском городском клиническом детском психоневрологическом диспансере можно пройти медицинское и психологическое обследование, получить индивидуальную психологическую консультацию по вопросам воспитания обучения и развития такого ребенка. Что же касается помощи в республике в целом, то стоит обращаться в первую очередь к детским психоневрологам по месту жительства.

– В зависимости от степени нарушения ребенок может посещать обычное или специальное дошкольное учреждение, общеобразовательную или специальную школу. В случае серьезных проблем ребенок с аутизмом может обучаться в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или получать образование на дому, – рассказала Антонина Змушко, начальник управления специального образования Министерства образования РБ. – Рекомендации по выбору места обучения даются индивидуально для каждого ребенка психолого-медико-педагогической комиссией, работающей в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по месту жительства ребенка. Такие центры есть во всех районах республики.

КСТАТИ

Согласно статистике, многие из детей-аутистов не могут научиться читать и писать. 70% из них не имеют друзей, 95% из них никогда не женятся и не выйдут замуж. Только 25 – 30% смогут устроиться когда-нибудь на работу. У 55 – 60% малышей с таким диагнозом – глубокая умственная отсталость, а у 15 – 20% – легкая умственная отсталость.

https://www.kp.by/daily/25645/809381/

Оставить комментарий