Час общения «Беречь речь»

Александр Куприн писал: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью». «Беречь речь», – так назывался час общения, в котором приняли участие учащиеся четвертого класса лицея имени В. Г. Сизова. Для чего нужна речь, легко ли обойтись без употребления слов, выясняли ребята в начале мероприятия. Они пытались передать друг другу информацию без слов, жестами и мимикой, как будто между ними звуконепроницаемая стеклянная стена. Это упражнение наглядно демонстрирует значение слова в нашей жизни. Четвероклассники вспомнили пословицы о родной речи, проверили благозвучность русского языка с помощью речевых игр Александра Шибаева. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Школьники вспомнили, кто использует в своей деятельности силу целительных слов: священники, психологи, писатели, – и приняли участие в эстафете «добрых» слов.

В век всеобщей компьютеризации интерес к слову падает. Многих людей больше интересует язык знаков и символов. Зачем же нужна речевая культура? Можно ли стать успешным деловым человеком, не овладев речевыми нормами? Эти вопросы предстояло выяснить участникам мероприятия.

Конкурс «Как это по-русски?» показал, что в речи не всегда оправдано использование иностранных слов. Разделившись на две команды, школьники подобрали русские соответствия словам-англицизмам. Оказалось, что в русском языке достаточно слов с аналогичным значением, таких как «малыш» вместо «бэби», «уважение» вместо «респект», «подарок» вместо «презент».

Страдает речь и от неправильного произношения слов и выражений. В конкурсе «Что-то здесь не так» ребята попробовали себя в роли учителей и исправили ошибки в речевых оборотах сверстников из школьных сочинений.

Школьники выяснили, что неумение построить предложение, подобрать нужные слова часто приводит собеседника к введению в разговор слов-паразитов, таких как «ну», «как его», «типа того». Это говорит о скудном словарном запасе. Сценка-диалог «Вот и поговорили» вызвала у ребят смех и заставила взглянуть на себя со стороны.

«Срочно нужен переводчик» – так назывался следующий момент часа общения, затрагивающий проблему подросткового сленга. Задуматься о вредной привычке использовать сленг ребят заставил предложенный к просмотру фильм киножурнала «Ералаш» под названием «А почему мы так говорим?».

Воспитание культуры речи невозможно без отказа от нецензурной лексики. Четвероклассники узнали о влиянии ругательных, злых слов на все живое: на растения, животных, и, конечно, на человека. Возможно, ли сознательно противостоять «эпидемии сквернословия»? Почему привычка употреблять бранные слова широко распространена среди подростков? На эти вопросы искали ответы участники часа общения.

Ребята обсудили значение сдержанности в разговоре и умения правильно выразить свои негативные эмоции, минуя употребление нецензурных слов.

Может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди –  это здоровое будущее и процветающая страна.

Екатерина Сычева, библиотекарь Центральной детской библиотеки

Оставить комментарий