8 советов, как научить дошкольника говорить интересно и грамотно
В 3-4 года, когда речь малыша становится осмысленной и членораздельной, он начинает осваивать новые лингвистические горизонты. И вместе с усложнением речи, в ней появляются ошибки и различный словесный мусор. Последний моментально «прилипает к языку»: ребенок быстро воспроизводит то, что слышит дома, на улице, в садике, у бабушки. Что нужно сделать, чтобы речь была не только понятной, но и красивой, и грамотной.
Сначала я радовалась, что ребенок говорит. А потом расслышала, ЧТО ребенок говорит. Всё-таки это большое облегчение – когда малыш начинает внятно формулировать мысли. Первое время я поправляла ему мужские и женские окончания («У меня заболелА папа»), ударения (грузовик – грузовИка»), и неправильно произносимые слова. Из последнего в четыре года осталось не так уж много в повседневном наборе: типса вместо птица, кепата вместо кетчупа, пермешки вместо пельмешки.
Однако ребёнок растёт, коммуницирует и перенимает не только родительскую манеру речи.
Сцена в садике. Родители раздевают детей утром. Один мальчик капризничает, отвлекается, играет.
Мама мальчика:
— Да Вася, блин, давай живенько надевать сандалики!
Дети (хором):
— Блиииииин!
Родители понимающе переглядываются:
— Хоть бы что доброе повторяли.
В это время заходит другая мама:
— Ну, Петя, сколько можно тебя торопить, ёлки-палки, мама же опаздывает на работу!
Дети (радостным хором):
— Ёлки-палки!!!
И так всегда.
Недавно сын начал перенимать словечки кого-то из детсадовских работниц: «Не, ну ты нормальная, а?», «Я тебе по-русски говорю!», «Последний раз повторяю, моё терпение кончается!»
И если безобидных ёлок-палок я воспринимаю как родных, то от этих «по-русски говорю» веет чем-то чужеродным и неприятным.
А еще бабушка со своим неверным употреблением одеть-надеть, звОнит и кульком вместо пакета. Я однажды поправила при бабушке: «Не одеть, а надеть, чукча!» и увидела, как та болезненно поморщилась. Теперь воспитательные беседы провожу дома без свидетелей.
Как исправить речевой мусор и ошибки у ребенка?
1. Говорите дома красиво, грамотно, интересно. Это самое первое условие для того, чтобы такую манеру речи перенимали дети. Постарайтесь не употреблять дома речевого мусора, избегать по мере возможности не только ёлок-палок» но и различных «типа», «вроде» «на самом деле». Это, кстати, и для самих взрослых неплохой тренинг. Добавляйте в речь интересные описания, сложные грамматические конструкции. Весьма увлекательная задача: расскажите, к примеру, о событиях дня так, словно вы пишете книгу или выступаете перед большой аудиторией. Старайтесь разнообразить обращения и повторяющиеся слова. Дети всегда в той или иной мере копируют разговорную манеру родителей. Людям, которые интересно, разнообразно и грамотно говорят, как правило, проще находить друзей, завязывать контакты, ведь с ними интересно.
2. Стимулируйте ребенка к разговорам. Даже если вам кажется, что чадо и без того болтает без умолку, обращайте внимание на то, насколько сложна его речь. Добавляйте в нее красок, задавая дополнительные вопросы. Например, малыш рассказывает, как они с друзьями играли в футбол. Спрашивайте подробности: каким был мяч, как расположены ворота, кто быстрее всех бегал, что ребенок чувствовал во время игры? Если малышу не хватает слов, помогайте ему: подбирайте слова, объясняйте их значение.
3. Не повторяйте за ребёнком неправильно произнесённые слова. Да, они милые и забавно звучат, но если вся семья будет говорить «типса» вместо «птица», малыш ещё долго не исправится.
4. Поправляйте неправильно произнесённые слова – мягко, но настойчиво. Не ругайте малыша, мы ведь и сами не понимаем, почему один грузовИк, а много – грузовикОв. Просто доброжелательно поправляйте и просите произнести слово вновь, но правильно.
5. Объясняйте речевые ошибки, которые ребенок перенял у других, не высмеивая этих людей. Бабушек сложно перевоспитать с одеть-надеть, а ребенка можно и нужно. Скажите, что бабушке её мама в детстве не объяснила, но вы знаете, как правильно. Сами употребляйте проблемные слова почаще – правильно.
6. Играйте в слова. В 5-6 лет дети любят играть словами, рифмовать, дополнять синонимами. Это отличный возраст для совместного придумывания стихотворений или для составления описаний. Например, вы описываете предмет, по очереди кидая всё новые и новые слова – этот мяч красный, маленький, упругий, футбольный, резиновый, надутый… Можно специально говорить неправильно, чуть-чуть поддаваясь – пусть ребёнок сам замечает и исправляет, обычно детей это ужасно радует: этот мяч не квадратный, а круглый!
7. Подчищайте словесный мусор и разнообразьте его. От ёлок-палок полностью, конечно, не избавиться, да и не надо, иногда они очень и очень к месту, но они не должны использоваться как связки и составлять основу речи. Разнообразьте их: добавьте красок. Есть пиратские «Тысяча чертей!» и прочее и прочее.
8. Отслеживайте, какие мультфильмы и кино смотрит малыш. Дети склонны повторять за любимыми героями. Чем разнообразнее речь персонажей, тем лучше. В этом плане советские и российские мультики всегда лучше переводных. Последние бывают мучительно бедными в плане языка, хотя не без исключений. Мой сын, к примеру, из «Тайны третьей планеты» приобрёл чудное слово «ротозей».
http://semyarf.com/articles/8-sovetov-kak-nauchit-doshkolnika-govorit-interesno-i-gramotno/