Талантлив во всём
22 января 2022 года в культурной жизни Мончегорска произошло знаковое событие – состоялась презентация книги-альбома Татьяны Кугавда « Художники Мончегорска: Борис Поляков». Татьяна Юрьевна проделала огромную работу при подготовке альбома и издала его за свои собственные средства.
Книга стала очень достойным изданием в память о талантливом художнике и прекрасном человеке. Тем более творческое наследие Мастера практически не изучено, как, впрочем, и его биография.
Татьяна Юрьевна для мероприятия подготовила мультимедийную презентацию. Представляя альбом, она говорила о жизненном и творческом пути Б.М. Полякова, показывала редкие архивные фотографии.
Борис Михайлович Поляков — талантливейший и многогранный художник, декоратор, всю свою жизнь он воспевал наш северный край и людей, которые здесь живут. С его именем связано понятие «мончегорская школа», хотя художник родился и учился в Чебоксарах.
В 1963 году молодой, красивый, перспективный Борис Поляков переезжает в Мончегорск. Сначала он преподавал ИЗО и черчение в школе №14. Затем обучал живописи детей (почему-то в большинстве это были мальчишки) в изостудии Дома пионеров и школьников (Деревянный теремок). В дальнейшем многие его ученики продолжили получать художественное образование в Чебоксарском художественном училище. Среди них была и Татьяна Кугавда.
Как творческому человеку Борису Михайловичу хотелось попробовать все. Мастер разрабатывал эскизы и макеты дизайна интерьеров для организаций и учреждений Мурманской области.
Люди старшего поколения прекрасно помнят, какими необычными, «с изюминкой» были помещения КБО (комбинат бытового обслуживания), магазины и гастрономы ОРСа, знаменитый ресторан «Север» и другие.
Одна из знаковых работ Бориса Михайловича — монументально-декоративное панно «Мончегорск», которое находится в фойе здания Администрации. Объемная композиция состоит из отдельных элементов с рельефными силуэтами. На панно изображены мончегорские дома и промышленные здания КГМК, фигуры горожан и металлургов. В центре панно — герб города, выделенный ассиметричным солнцем. У панно есть секрет, оно с подсветкой. Но почему то об этом на долгое время забыли. Присутствующий на встрече Дмитрий Геннадьевич Староверов, рассказал, что сейчас рабочий день охранника здания Администрации начинается с включения панно.
К большому сожалению, из таких декоративно-интерьерных украшений мало что сохранилось на сегодняшний день.
Борис Михайлович увлекался чеканкой, резал по дереву, освоил на тот момент новаторскую технику «сухого гобелена». Изображения были очень похожи на настоящий ковер. Простые опилки окрашивались пигментом и смешивались с клеем. Эта техника была использована для оформления интерьера Ателье женской одежды (пр. Металлугов д.35). Панно называлось «Морошка».
Для вновь открытого здания Дворца пионеров и школьников на первом этаже художник сделал резное деревянное панно на тему «Пионерия».
Борис Михайлович разработал также эскиз «старого» герба нашего города.
Многие горожане, присутствующие на презентации, запомнили художника как многогранного живописца. Мастер с легкостью писал как масляными, так и акварельными красками.
Татьяна Павловна Чеховская принесла на встречу три акварельных пейзажа Бориса Михайловна и рассказала, как они появились у нее в семье. Глядя на стиль и технику мастера, можно сказать, что это – реалистичная живопись, но очень тонкая, лиричная и воздушная.
Во многих мончегорских домах хранятся разнообразные работы Бориса Михайловича, в том числе и в домашнем собрании дочери художника Ирины.
Татьяна Юрьевна рассказала историю появления картины «Вожатая». Именно она позировала Мастеру, всего один сеанс. С картины на нас смотрит молодая девчушка в красном пионерском галстуке и книгой в руках. А шапка на голове вожатой была взята на прокат у директора Дома пионеров Тамары Александровны Лыщик. Впоследствии картина была подарена Дворцу пионеров для выставочного пространства. После распада нашей страны, а с ним и Дома пионеров, картина хранилась у Тамары Александровны. Незадолго до своего ухода она передала картину Татьяне Юрьевне, той девчушке, что изображена на полотне. Татьяна Юрьевна передала работу в Музей истории нашего города. Сейчас ее можно увидеть в экспозиции музея.
Последние годы жизни художник работал больше акварелью. Сложнейшая акварельная живопись, увиденная, глазами Бориса Михайловича, притягивает и поражает своей тонкостью, воздушностью, разнообразием мотивов и сюжетов.
Это высокопрофессиональные и в тоже время поэтичные работы.
Борис Михайлович был заядлым рыбаком, и на его работах можно часто увидеть районы Салмы (недалеко от Апатит), озеро Кандер (у Ковдора), окрестности Мончегорска с нашей Имандрой.
В жанре городского пейзажа у Б. Полякова есть работы, посвященные мончегорскому кафедральному собору. Мастерская художника находилась на берегу озера, а из окон был виден храм. Художник писал архитектурное сооружение, вкладывая в него величие и духовность. И это похоже не на городской пейзаж, а на портрет.
Татьяна Юрьевна отметила, что трудно перечислить все произведения своего учителя. Это очень большое количество. Они украшают стены многих мончегорских учреждений, их дарили на праздники и юбилеи, гостям, которые приезжали в Мончегорск. Работы Бориса Михайловича хранятся в частных коллекциях в Германии, США, России. Много картин осталось на малой Родине, в квартирах мончегорцев.
Все работы Бориса Михайловича, будь то живопись и декоративно-прикладное произведение, зеркально отражают его чистую и светлую душу.
В заключение Татьяна Юрьевна Кугавда еще раз подчеркнула, что перед нами работы уникального художника и человека с высочайшим уровнем реалистичного мастерства, чьей прерогативой было точность глаза и верность руки! Владение кистью у Мастера было просто фантастическое, это отметили все гости мероприятия.
Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Это и про Бориса Михайловича. Он был заядлым рыбаком, но рыбачил не ради улова, а ради самого процесса, в котором он ощущал полную гармонию с окружающим миром. Потом все впечатления и чувства переносил на свои полотна. А еще художник очень любил музыку, сам отлично пел и играл на гитаре, слушал и преклонялся перед голосами оперных итальянских и отечественных певцов.
Почему творчество Бориса Михайловича Полякова и сегодня близко и притягательно зрителю? Ответ очевиден. Он был не просто талантливым художником, но и тонким наблюдателем жизни. И в своих картинах он рисовал не просто окружающую действительность, он ее поэтизировал. Но, тем не менее, на работах Полякова мы узнаем себя, своих знакомых и нашу природу. Нам это все родное и каждая живописная история Мастера нам душевна близка.
Хочется надеяться, что книга-альбом из трилогии «Художники Мончегорска», посвященная Борису Михайловичу Полякову, будет издана более значительным тиражом, а в последующем даст продолжение новым изысканиям и публикациям о выдающемся творческом наследии Мастера.
Отдельные слова благодарности — Татьяне Юрьевне Кугавда, благодаря ее просветительской деятельности в Центральной городской библиотеке формируется коллекция книг, посвященных культурной жизни Мончегорска.
Татьяна Ксенофонтова, заведующий сектором литературы по искусству Центральной городской библиотеки