Плакат приближал Победу

6 февраля в секторе литературы по искусству Центральной городской библиотеки для студентов МонПК, в рамках юбилейного цикла  «Великая Отечественная война в искусстве», прошел тематический час «Плакат приближал Победу». Много написано о Великой Отечественной войне и еще больше будет написано, потому что тема ратного подвига неисчерпаема. Никогда не сотрутся в памяти народной суровые сороковые роковые.

Яркую страницу в историю войны вписали советские плакаты военного времени. Вместе с радио и газетами они являлись средствами агитации, формируя общественное мнение, создавая негативный образ врага, рождая необходимые для войны эмоции: гнев, ненависть, но также любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.

В послевоенные годы плакаты часто критиковали за чрезмерную жестокость, но, по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось выстоять под натиском фашистов.

Молодые люди узнали историю появления самого известного плаката войны, который родился 22 июня 1941 года – «Родина-мать зовет!», автор Ираклий Тоидзе. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Прототипом образа Родины-матери стала жена художника – Тамара Тоидзе, ей на тот момент было 37 лет. Художник намеренно состарил ее для придания некой мощности образу. Это плакат стал подлинным шедевром, и по уровню воздействия на чувства людей с ним могла сравниться только песня «Священная Война». И уже не надо было объяснять на политзанятиях, как и для чего нужно защищать Родину.  

Документальные кадры 1942 года, которые демонстрировались на мероприятии, по-настоящему задели за живое каждого. 1942 год – это тяжелый год страданий советского народа. Художники создавали плакаты, посвященные страданиям жителей оккупированных территорий, многие плакаты изображали женщин и детей. Художник Дементий Шмаринов посвятил цикл «Не забудем, не простим» этой теме.

Также ребята узнали о творческом союзе трех художников – Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова, которые придумали себе название «Кукрыниксы». Плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» тоже был создан в первые дни войны. В этой лаконичной работе художники обыграли карикатурный образ Гитлера. Война это в первую очередь страх, и такая карикатура выполняла психотерапевтическую функцию в масштабах всей страны, и в течение следующих четырех лет эта функция оставалась главной: что было смешно, уже было не так страшно.

Ужас Блокады жителям Ленинграда помогло пережить в том числе и искусство. Этот город всегда считался культурной столицей, не потерял он этот статус и в эти страшные дни. Из документальной хроники ребята узнали, что особой популярностью пользовались плакаты и боевые листки ленинградского объединения «Боевой карандаш». Небольшие по размеру, яркие и острые, они привлекали внимание. На кадрах кинохроники видно, что ленинградцы их внимательно рассматривают, читают и даже … смеются. Эти сатирические листки вызывали у людей положительные эмоции и в тоже время вдохновляли на подвиги и призывали не сдаваться.

Агитационные плакаты, посвященные молодым героическим труженикам тыла, наглядно показывают современному поколению недетскую силу духа их ровесников, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы.

Познакомившись с плакатами, созданными в годы Великой Отечественной войны, ребята буквально увидели хронику важнейших событий того времени, пережили настроения и переживания советских людей, вместе с героями плакатов испытали гнев, боль, радость. Военный плакат был настоящим воюющим бойцом в строю, достоверным документом Великой Отечественной и хранителем памятных событий 1941-1945 годов.

Татьяна Ксенофонтова, заведующий сектором литературы по искусству Центральной городской библиотеки

Оставить комментарий