Кинолекторий «В некотором царстве, в Роу-государстве»
8 января 1998 года Правительством Москвы по инициативе Московского детского фонда в связи со столетием первого показа кино для детей учрежден праздник – День детского кино.
Александра Артуровича Роу называют первым и великим киносказочником нашей страны. Сказки Александра Роу традиционны для России, как матрешки или березки, они очень добрые, родные. Герои в его фильмах – словно воплощение наших детских представлений о Кощее Бессмертном, бедной Настеньке, о Василисе Прекрасной. У Александра Роу был уникальный талант, он мог чувствовать сказку, переносить ее на экран очень осторожно, стараясь не разрушить волшебного очарования.
Книга-фильм Дмитрия Ермолаева «Мурманское кино» познакомит читателей с заполярными сказками. Автор много лет собирал материалы, связанные с историей российского кинематографа на Кольском полуострове. Мурманская область была обречена попасть «в сказку», а добрым чародеем, благодаря которому заповедные уголки легли на кинопленку, стал Александр Артурович Роу. Режиссера привлекала красота севера: укрытые туманами сопки и горы, зимний лес, покрытый инеем, чистые, хрустальные, до дна прозрачные реки и озера.
Еще до войны Роу снимал в Апатитах кадры для своей первой киносказки «По щучьему велению», появившейся в 1938 году. Простые, но забавные трюки в фильме: говорящая щука, бегающие вёдра, разъезжающая по полям и лесам печь были для того времени новаторскими. Второй раз режиссер приехал на Кольский полуостров в марте 1961 года. Съемочная группа работала над фильмом «Ночь перед Рождеством» по одноименной повести Н.В. Гоголя. Удивительные и невероятные факты вам откроет книга. Оказывается, в фильме встречаются киноляпы, например: в мешках у кузнеца Вакулы хранился древесный уголь, но вылезший из одного из них казак Чуб оказался чистым, а Голова стряхивал с себя что-то серое, удивительное похожее на пыль апатитового концентрата.
Вершиной творчества Александра Артуровича Роу стала его работа над картиной «Морозко» в 1964 году. Главную женскую роль – Настеньку – сыграла Наталья Седых. В сцене встречи с Морозко мерзла она по-настоящему и потом с трудом снимала грим-клей с ресниц.
Незабываемая встреча вас ждет в фильме-сказке с героиней актрисы Инны Чуриковой – Марфушенькой-душенькой, которая, не жалея своих зубов, грызла орехи и запивала лук молоком.
Роль Бабы Яги с блеском исполнил Георгий Милляр. Для него в заполярном лесу соорудили деревянную избушку, которой управляли с помощью рычагов, а сам Милляр готовился к роли, занимаясь гимнастикой с шестом, чтобы умело пользоваться метлой. Считается, что дети – самые строгие зрители, и их невозможно обмануть, но Георгий Милляр – артист удивительного дара перевоплощения, ни в одном кадре фильма он не выдал себя. С трудом верится, что женскую роль Бабы Яги смог исполнить мужчина.
Для получения спецэффектов в фильме А. Роу неоднократно использовал свой любимый прием: обратную перемотку. Иней с деревьев стряхнули – а потом прокрутили плёнку в обратном направлении. Так же, как и в сценах, где пятятся назад кот и собака, взлетают на сосны разбойники, пни выпрыгивают из избы.
Фильм «Морозко» в 1965 году получил главный приз «Лев Святого Марка» на XVII Международном кинофестивале в Венеции.
Сказки Александра Роу входят в Золотой Фонд отечественного кинематографа, они уникальные, яркие, неповторимые, и наполнены настоящим русским волшебством!
Ольга Бекиш, ведущий библиотекарь Центральной детской библиотеки