Научные чудеса открывают свои тайны

Современный мир живет и меняется благодаря научно-техническому прогрессу. Цифровые информационные технологии, роботизация, искусственный интеллект, нанотехнологии и многое другое – эти и другие понятия прочно вошли в жизнь современного человека и требуют от него новых знаний и умений. Как помочь подрастающему поколению освоиться в мире науки и техники?  Заинтересовать детей, пробудить в них желание заниматься научной деятельностью, чтобы они смогли стать творцами своего будущего; мудрыми деятелями, способными с помощью прогрессивных технологий менять к лучшему свою жизнь, не забывая при этом бережно относиться к окружающему миру?

В 2018 году в Центральной детской библиотеке начала работать интерактивно-познавательная программа «Академия научного творчества». Рассчитана она на учащихся пятых классов, в школьной программе которых еще нет таких предметов, как химия и физика. Чтобы разбудить интерес к науке, можно проиллюстрировать изучение теории интересными экспериментами. Тем более, библиотека располагает подборкой книг с подробным описанием и объяснением проведения опытов в домашних условиях. В течение учебного года юные «академики» посетят занятия пять раз. Первое занятие – урок веществоведения «Тайны химических превращений» состоялся в январе для ребят из 5 «Б» класса СОШ № 1. В ходе урока дети провели несколько опытов, познакомились с понятиями «вещество», «химическая реакция», «кислота» и «щелочь». Выяснили, что многие используемые в быту вещества являются химическими соединениями, вступают друг с другом в реакции, при этом образуются другие вещества, изменяется их цвет, объем и температура. Например, привычный всем йод – это вещество, которое в жидком виде в природе не встречается, и то, что есть у каждого человека в домашней аптечке – спиртовой раствор йодида калия, пятна которого очень трудно вывести. Но есть волшебное средство, способное справиться даже с ним. Это сок лимона, в чем ребята и убедились в ходе эксперимента. А еще, оказывается, можно надуть воздушный шарик без помощи рук и собственных легких, а с помощью столового уксуса и пищевой соды. Ведь при их соединении образуется углекислый газ, который и надул шары прямо на глазах юных экспериментаторов. Разумеется, все опыты проводились с соблюдением техники безопасности и под руководством взрослого.

В конце занятия часть ребят, наиболее заинтересовавшихся химической темой, объединились в команду химиков. Они получили задание и рекомендации и теперь им предстоит самостоятельно подготовить безопасный и интересный опыт и продемонстрировать его в мае на турнире академиков «Да здравствует наука!»

Но перед этим всех ребят ждут еще три занятия. В феврале – урок-экспериментариум «Физика без лирики», в марте – урок-путешествие «Роботы и мы», в апреле – урок–практикум «Реальное воображение или воображаемая реальность». Хочется надеяться, что занятия не пройдут для ребят даром, помогут им почувствовать себя исследователями, изобретателями, конструкторами… Подтолкнут к более глубокому познанию окружающего мира… А, может быть, и самих себя… Кто знает, сколько Менделеевых и Ломоносовых сидят сейчас за школьными партами, не ведая о собственном призвании? Им нужно немного помочь, подтолкнуть в правильном направлении, ведь: «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник» (Михаил Ломоносов)

Одним словом – да здравствует наука!

Евгения Шевцова, заведующий сектором Центральной детской библиотеки

Поделитесь этим в ...
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Email this to someone
email

Оставить комментарий