Версия для слабовидящих

12.12.16 11:52
16+
«И будет его имя жить в России вечно»
250 лет со дня рождения Н. М. Карамзина, русского историка, писателя, поэта
(12.12.1766 – 03.06.1826)
 
«Жить есть не писать историю, не писать трагедии или комедии, а как можно
лучше мыслить, чувствовать, действовать, любить добро, возвышаться к его
источнику. Делайте, что и как можете: только любите добро, а что есть
добро - спрашивайте у Совести».
Николай Карамзин



1 Karamzin

 Сын российской державы: биография Н. М. Карамзина
«Карамзин представляет, точно,
явление необыкновенное...»
Н. В. Гоголь
 
Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 г. в родовом поместье Знаменское Симбирского уезда Казанской губернии в семье отставного капитана, помещика среднего достатка, представителя дворянского рода, происходившего от татарского князя Кара-Мурзы. Мать Екатерина Петровна (урождённая Пазухина) умерла рано, мальчику в то время было всего три года. Детство Карамзина прошло на берегу Волги. Он получил хорошее домашнее образование, выучил французский и немецкий языки, учил английский, латынь и греческий. Кроме того посещал лекции в Московском университете. Короткое время (1782-1784) служил в преображенском гвардейском полку в Санкт-Петербурге, именно к этому времени относится его первый литературный опыт - перевод идиллии С. Геснера «Деревянная нога» (1783). После выхода в отставку некоторое время жил в Симбирске, а затем в 1785 г. переехал в Москву, решив посвятить свою жизнь исключительно литературе. В Москве он познакомился с известным журналистом Николаем Новиковым и участвовал в издании первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума».
В 1789 г. Карамзин отправляется в долгое путешествие по Европе, где в Кенигсберге посещает И. Канта, а в Париже становится свидетелем Великой французской революции. Возвратившись в Россию, он публикует «Письма русского путешественника», которые делают его известным писателем.
2 Pisma russkogo puteschestvennika



Н. М. Карамзин становится первым российским профессиональным литератором, основав «Московский журнал» (1791-1792) - первое русское литературно-художественное периодическое издание, где печатаются сочинения современных западно-европейских и российских авторов. Как литератор он создает новое направление – сентиментализм в стихах и прозе, пишет исторические повести, осуществляет масштабную реформу русского языка, с одной стороны, ориентируя его на французские литературные модели, с другой - приближая его к разговорному. Он обогатил русский язык многими словами: «впечатление», «влюблённость», «влияние», «занимательный», «трогательный». Ввёл в обиход слова «эпоха», «сосредоточить», «сцена», «моральный», «эстетический», «гармония», «будущность», «катастрофа», «благотворительность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный». Карамзиным также была введена в алфавит буква Ё. До этого слова «ёлка», «ёж» писались так: «іолка», «іож». Он ввёл в русскую письменность один из знаков препинания - тире.


3 Karamzin 1801
 

После восшествия на престол в 1801 г. императора Александра I Карамзин основал новый журнал «Вестник Европы» (1802-1803) - первый из российских литературно-политических журналов-обозрений. В нем он выступает как блестящий обозреватель международных событий, но все более входит во вкус исторических статей и художественно-исторических произведений. 12 ноября 1803 года Указом Александра I Николай Михайлович Карамзин был официально назначен «российским историографом» и таким образом получил практически неограниченный доступ к архивам государственных учреждений Российской Империи,  материалам для величайшего труда его жизни – «Истории государства Российского». В связи с этим он прекратил всякую литературную работу, «постригся в историки».


4 Ekaterina Karamzina



В 1804 г. Карамзин женился во второй раз – на Екатерине  Андреевне Колывановой (первая жена Карамзина, Елизавета Ивановна Протасова, умерла в 1802 г. всего через год после женитьбы). Его жизнь была наполнена напряженным трудом. Зимой он проживал в Москве, летом – в усадьбе тестя Остафьево. С 1803 по 1811 гг. Карамзин создает 5 томов «Истории государства Российского». Работа была лишь временно прервана Отечественной войной 1812 г. Сам писатель готов был сражаться в московском ополчении и только в последние мгновения перед вхождением Наполеона в столицу покинул город. Из эвакуации в Москву Карамзин возвратился в июне 1813 г. и продолжил работу над «Историей...», невзирая на то, что в московском пожаре 1812 г. сгорела его библиотека.






6 N M Karamzin
В 1816 г. Карамзин был пожалован титулом статского советника, награжден орденом св. Анны 1-го класса, в 1818 г. был принят членом Императорской Российской Академии. В 1824 г. стал действительным статским советником.

До издания первых 8 томов Карамзин жил в Москве. Последние годы жизни он провел в Санкт-Петербурге и сблизился с царской семьей. Кончина императора Александра I потрясла Карамзина, а мятеж 14 декабря 1825 г. окончательно надломил его физические силы: в этот день он простудился на Сенатской площади, болезнь перешла в чахотку. Больной, он ежедневно бывал во дворце для бесед с императрицей Марией Федоровной, переходя от воспоминаний о покойном государе к рассуждениям о задачах будущего царствования.
В первые месяцы 1826 г. Карамзин пережил воспаление легких и 3 июня (22 мая по ст. ст.) 1826 г. скончался в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
7 Evgenij Osetrov Tri zhizni Karamzina


Осетров, Е.И.  Три жизни Карамзина.
– М.: Современник. – 1985. – С. 302.
Фигура Карамзина рисуется на широком культурном фоне отечественной и западно-европейской истории; среди героев книги - современники писателя: Новиков, Радищев, Державин, Жуковский, Пушкин, Кант, Виланд, Гете, Гердер и другие. В книге широко используется эпистолярное наследие Н. М. Карамзина, архивные документы, свидетельства современников. Это увлекательное повествование рассчитано на широкий круг читателей.






8 Noviy bukvoskop

Балдин, А. Н. Новый Буквоскоп, или Запредельное странствие Николая Карамзина.
- Москва : Бослен, 2016. - 272 с.
Книга Андрея Балдина, писателя, путешественника, исследователя истории русской литературы, посвящена наблюдениям за путешествием Николая Карамзина в Европу (1789-1790). Этот поход обернулся в свое время революцией отечественной словесности: начинающий писатель Карамзин отправился в путь с одним русским письменным языком и вернулся с другим. По дороге он задумал и собрал новый образец текста, особого рода "оптический" прибор для чтения и разумения слов, который здесь назван Буквоскопом.







 
«Колумб русской истории»


«История в некотором смысле
есть священная книга народов:
главная, необходимая;
зерцало их бытия и деятельности;
скрижаль откровений и правил;
завет предков к потомству;
дополнение, изъяснение настоящего
 пример будущего.» 
Н. М. Карамзин
9 Istoriya gosudarstva rossiysskogo

«История государства Российского»
Н. М.Карамзина не была первым описанием истории России, до него были труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Но именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. По словам Пушкина, «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную.  Древняя Русь, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». В своем труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк: описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых событий. Тем не менее, высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным. Некоторых из этих рукописей  уже не существует.
«Кроме особенного достоинства для нас, сынов России, ее  летописи  имеют общее. Взглянем на пространство сей  единственной  Державы:  мысль  цепенеет; никогда Рим в своем величии не мог равняться с нею, господствуя от Тибра  до Кавказа,  Эльбы  и  песков  Африканских.  Не  удивительно  ли,  как   земли, разделенные вечными преградами естества, неизмеримыми  пустынями  и  лесами непроходимыми, хладными и жаркими  климатами,  как  Астрахань  и  Лапландия, Сибирь и Бессарабия, могли  составить  одну  Державу  с  Москвою?  Менее  ли чудесна и смесь ее жителей, разноплеменных, разновидных  и  столь  удаленных друг от друга в степенях образования?"
Н. Карамзин «История государства Российского»

10 Karamzin
Карамзин был первым из отечественных мыслителей, творчество которого полностью подчинялось одной, определяющей все остальные, теме - познанию России. Это утверждение можно проиллюстрировать высказыванием самого  историка: «Для нас, русских с душою, одна Россия самобытна, одна Россия истинно существует, все иное есть только отношение к ней, мысль, привидение. Мыслить, мечтать можем в Германии, Франции, Италии, а дело делать единственно в России, или нет гражданина, нет человека, есть только двуножное животное». Приступая к составлению русской истории без надлежащей исторической подготовки, Карамзин не ставил себе цель быть исследователем. Он хотел приложить свой литературный талант к готовому материалу: "выбрать, одушевить, раскрасить" и сделать, таким образом, из русской истории "нечто привлекательное, сильное, достойное внимания не только русских, но и иностранцев". Предварительная критическая работа над источниками для Карамзина - только "тяжкая дань, приносимая достоверности"; с другой стороны, и общие выводы из исторического рассказа кажутся ему "метафизикой", которая не годится …
11 Dr Rus Трудно представить, какую огромную работу проделал историк. Ведь на создание двенадцати томов его "Истории государства Российского" ушло двадцать три года напряженного труда с 1803 по 1826 г. Изложение исторических событий отличалось, насколько это возможно, беспристрастностью и достоверностью, а также прекрасным художественным слогом.     
 
13    1818-«История государства Российского» пользовалась огромным успехом. Первые восемь томов вышли все разом в 1818 году. Все 3000 экземпляров первого издания «Истории» разошлись в 25 дней. Рассказывают, что, захлопнув восьмой, последний том, Федор Толстой по прозванию Американец воскликнул: "Оказывается, у меня есть Отечество!" И он был не один. Тысячи людей подумали, и, главное, почувствовали это.
 
К 1824 г. вышли 11 томов. Карамзин довел свое историческое повествование до начала XVII в. Смерть оборвала работу над 12-м томом, который был издан Д. Н. Блудовым по бумагам, оставшимся после покойного.14 kniga
 









16 zapiska o drevney i novoy rossii


Карамзин, Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях.
- Москва : Наука, 1991. - 126 с.
Написанная знаменитым русским писателем в 1811 г. по просьбе великой княгини Екатерины Павловны, младшей сестры Александра I, "Записка" - это яркое публицистическое произведение, интереснейший документ политической и идейной борьбы в верхах русского общества того времени.











17 Lotman
Лотман, Ю. М. Сотворение Карамзина. - Москва : Молодая гвардия, 1998. - 384 с. : ил. - (Жизнь замечательных людей)
Автор этой книги Юрий Михайлович Лотман занимался Карамзиным всю свою творческую жизнь. Книга - не исследование творчества Карамзина в целом и не биография в смысле перечня внешних фактов его жизни. Это биография души, попытка раскрыть внутренний пафос исканий писателя, который, как считает Ю. М. Лотман, всю жизнь выковывал себя. Отсюда и название книги «Сотворение Карамзина». Смысл книги — в показе исторической значительности морального «самосотворения». Культурное прошлое и выдающиеся его деятели для Ю. М. Лотмана - самостоятельная и самодостаточная величина, которая требует к себе бережного отношения и заслуживает нашей любви и гордости. Это чувство, быть может, лучшая дань памяти Карамзина.


18 Posledniy letopisec

Эйдельман, Н.Я. Последний летописец.
-  М.: Книга. – 1983.- С.176
Книга посвящена Н. М. Карамзину и его главному труду — „Истории государства Российского“. Живо воссоздана эпоха Карамзина, его личность, истоки его труда, трудности и противоречия, друзья и враги, помощники и читатели. Показана многообразная борьба мнений вокруг его „Истории…“, ее необычная роль для русского общества, новый интерес к ней в наши дни. Привлечены малоизвестные и новые архивные материалы.









 Профессиональный литератор и реформатор русской речи

«К чему ни обратитесь в нашей литературе –
всему начало положено Карамзиным:
журналистике, критике, повести,
 роману, изучению истории».
 В. Г. Белинский
 
19 Bednaya LizaН.М. Карамзин – родоначальник русского сентиментализма. Главная особенность произведений сентиментализма состоит в том, что внимание в них в первую очередь уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи. Благодаря сентиментализму в дальнейшем появился романтизм. Литературные герои эпохи сентиментализма обладают более яркой индивидуальностью, врожденной нравственной чистотой и реакцией на происходящие события. Они живут на лоне природы, любят её и слиты с ней. Такой героиней является Лиза из повести Карамзина «Бедная Лиза». Это повесть о печальной участи крестьянской девушки, полюбившей дворянина.
После смерти отца, «зажиточного поселянина», юная Лиза вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продаёт ландыши в Москве и там знакомится с молодым дворянином Эрастом, который влюбляется в неё и готов даже ради своей любви оставить свет...
История Лизы – классическая история обманутой (или обманувшейся?) девушки.  Разумеется, юноша бросает свою бывшую возлюбленную и собирается жениться на богатой невесте. А Лиза...
20 Natalya


В 1792 году Н. М. Карамзин опубликовал историческую повесть «Наталья, боярская дочь». В ней он изображает старую Русь, быт и нравы того времени.
В центре повествования - рассказ о том, как дочь родовитого боярина Матвея тайно венчается и убегает из дому с Алексеем Любославским. Отец ничего не знает о судьбе дочери и очень печалится.
Повесть написана в виде исповеди, которая дает возможность глубже раскрыть духовный мир героев. Особое место в произведении занимает образ Натальи. Ради своей любви Наталья покидает отца, но в суровую годину испытаний она наравне с мужчинами сражается на поле брани за свободу и независимость Отечества.
 



21 marfa posadnitsa
В повести «Марфа-посадница, или покорение Новагорода» Карамзин выдавал себя только за издателя якобы найденной  им рукописи какого-то знатного новгородца, тем самым отделяя свою позицию от позиции мнимого автора. Однако симпатии Карамзина явно на стороне Марфы и новгородцев. Это отражается в великолепном, хотя и не лишенном противоречий, образе Марфы-посадницы. Уже в предисловии Карамзин показывает свое отношение к присоединению Новгорода к Москве: "Сопротивление новгородцев не есть бунт каких-нибудь якобинцев: они сражались за древние свои устои и права, данные им отчасти самими великими князьями, например Ярославом". А главную героиню - Марфу-Посадницу называет не иначе, как "Катоном своей республики". "И летописи, и старинные песни отдают справедливость великому уму Марфы Борецкой, сей чудной женщины, которая умела овладеть народом", - пишет Карамзин.
 
22 StihotvoreniyaВ поэзии Карамзин также был новатором: прежняя поэзия, представленная одами Ломоносова и Державина, говорила на языке разума, а стихи Карамзина заговорили языком сердца. В них использованы легкие рифмы, почти нет метафор и иносказательности.

«Ничто не ново под луною:
Что есть, то было, будет ввек.
И прежде кровь лилась рекою,
И прежде плакал человек...»

Для поэта куда важнее была душа человека и принятие факта того, что универсальной правды не бывает. Точек зрений может быть множество.

«Блажен не тот, кто всех умнее -
Ах, нет! он часто всех грустнее, -
Но тот, кто, будучи глупцом,
Себя считает мудрецом!»

 "В сказку дверь я отворю..."
«Чтобы люди младые
читать с увлечением могли»
Н. М. Карамзин
Оказывается, Карамзин тоже писал сказки! В России он первый начал писать для детей.
23 Prekrasnaya carevna

24 les«Прекрасная царевна и счастливый карла».
Главная мысль сказки - безобразное становится прекрасным благодаря победе добрых сил над злыми. Добро порождает красоту, а красота – добро…


«Дремучий лес»: сказка для детей, сочиненная в один день.
В этой сказке лес – олицетворение жизни. Главный герой боится дремучего леса, но, переборов страх и зайдя в него, он встречает… А, впрочем, прочитайте и узнаете сами!
 




26 Literaturnaya skazka«Илья Муромец»
Главный герой показан не в сражении с врагами Родины, а в общении с очаровательной красавицей в рыцарских доспехах.
Все сказки Николая Карамзина объединяет одна идея: быть счастливым можно только тогда, когда делаешь людям добро.










 Памятные места

«Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России,
и ни один писатель с истинным талантом,
ни один истинно ученый человек, даже из бывших ему противниками,
не отказал ему дани уважения глубокого и благодарности»
А. С. Пушкин
 
27 Tichvinskoe

Могила Н. Карамзина на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (С. -Петербург)
На могиле установлен памятник, чистотой и благородством форм отвечающий характеру творчества создателя «Истории Государства Российского». Это вырубленный из белого мрамора прямоугольный саркофаг с бронзовым позолоченным лавровым венком, возложенным на крышку. Со временем этот участок близ восточной ограды Тихвинского кладбища лавры превратился в семейное место Карамзиных: в 1851 г. умерла его вторая жена, Е. А. Колыванова-Карамзина (1780-1851), а через 40 лет - их дочь Елизавета (1821-1891). Обе они были похоронены рядом с Карамзиным на Пушкинской дорожке кладбища.



28 Ostafevo
Государственный музей-усадьба «Остафьево» – «Русский Парнас» (Подольский район Московской области)
 Остафьево – это подмосковная усадьба князя П. А. Вяземского и его потомков, в которой жили А. С. Пушкин, Н. М. Карамзин и другие ключевые фигуры Золотого века русской поэзии. Усадьба была приобретена Вяземскими 26 августа 1792 г. Это дом в стиле русского классицизма на берегу старинного озера-запруды.
В 1911-1913 гг. последний владелец Остафьева С. Д. Шереметев установил в усадебном парке памятники Карамзину, Пушкину, Жуковскому, Вяземским.
В 1930 г. Остафьевский музей был закрыт и разорен, в усадьбе устроили дом отдыха. В 1989 г. музей пережил свое второе рождение, сегодня усадьба находится в стадии активной музейной деятельности.




29 Pamyatnik

Памятник Н. М.  Карамзину в усадьбе Остафьево
 Открыт в 1911 г. к 100-летию написания Карамзиным «Записки о древней и новой России». Автор проекта академик Н. З. Панов. Автор идеи установки и концепции памятника князь П. П. Вяземский. На пьедестале – отлитая в бронзе композиция из семи томов «Истории государства Российского», написанных Карамзиным в Остафьеве, свитка, символизирующего начатый здесь восьмой том, и чернильницы с пером. На лицевой грани – рельефный портрет историка.












30 Ulyanovsk

Памятник Н. М. Карамзину (Ульяновск)
 Установлен в Симбирске (ныне Ульяновск) в 1845 г. Автор проекта памятника – скульптор С. И. Гальберг. В 1839 г. профессор скончался. Его ученики по эскизам и рисункам довели изготовление памятника до конца. Женскую статую – покровительницы истории, музы Клио, выполнили А. А. Иванов и П. А. Ставассер. Отливка статуи из бронзы была выполнена в литейной мастерской Академии художеств под руководством известного мастера барона П. К. Клодта.
Памятник создан по обычаям того времени в стиле классицизма. В пьедестале памятника, в круглой нише, размещается бюст историка. Пьедестал украшен двумя горельефами. В соответствии с канонами классического стиля все фигуры памятника изображены в античных одеждах.










Выставка подготовлена ведущим библиографом Информационно-библиографического отдела Центральной городской библиотеки Фокиной Т. А. по материалам Интернет-ресурсов, в том числе Национальной электронной библиотеки (НЭБ).
Последнее обновление 14.12.16 09:00